Фейк: Украина получила от США неработающие комплексы Javelin

673
0
6730

6 июля в Живом Журнале прокремлевского блогера Бориса Рожина под ником Colonel Cassad появилась заметка «»Святые Джевелины» оказались с дефектами». Там было опубликовано письмо якобы за подписью главы украинского оборонного конструкторского бюро «Луч» Олега Коростелева, в котором он жалуется главе Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Александру Турчинову на ненадлежащее качество противотанковых комплексов Javelin, переданных США Украине. Проблемы якобы были вызваны тем, что «заводской срок эксплуатации маршевых двигателей противотанковых комплексов закончился, однако был продлен в США специальным решением перед отправкой на Украину». Спустя три часа такое же письмо опубликовал телеграм-канал 338 с подписью «Хохлы жалуются на Джавелины (на самом деле просто оказался очень ХОДОВОЙ ТОВАР) ;)».

После этого письмо начали активно тиражировать российские СМИ: Lenta.ru, «Российская газета», «Газета.Ru», РЕН ТВ, «РИА Новости», НТВ, URA.Ru, «Вести.Ru», RT, «Говорит Москва», Life, «Московский Комсомолец» и другие. Часть из них при этом ссылалась на пользователя твиттера с ником Ivan O’Gilvi, которого читают 87 человек.

В СНБО практически сразу выпустили опровержение, назвав письмо «фейковым документом, сфабрикованным спецслужбами РФ». «Пресс-служба СНБО заявляет, что письмо такого содержания никогда не поступало в аппарат СНБО и никогда не подписывалось генеральным конструктором ГП «Государственное Киевское конструкторское бюро «Луч»». Это письмо — демонстрация попытки российских спецслужб сорвать сотрудничество Украины со стратегическими партнерами в вопросах военно-технического сотрудничества», — заявили в ведомстве, связав появление письма с предстоящей встречей российского президента Владимира Путина с президентом США Дональдом Трампом.

Интересно, что и у Colonel Cassad, и во многих российских СМИ есть опровержение СНБО, однако приводится оно в самом конце и с изрядной долей скептицизма. В частности, «Газета.Ru» пишет без ссылок на источники, что «в Киеве сочли доводы бюро разумными, но впоследствии заявили, что письмо якобы было «сфабриковано спецслужбами РФ»». Телеканал «Звезда» посвятил опровержению СНБО отдельную новость, озаглавив ее «На Украине нашли причину проблем с Javelin: во всем виновата Россия».

Интересно, что российские СМИ больше доверяют источникам, которые уже не раз публиковали откровенные фейки. В частности, Colonel Cassad, который называет себя «Рупор тоталитарной пропаганды», в феврале прошлого года выложил у себя отфотошопленную фотографию американского посла Джона Теффта, который якобы принял участие в марше памяти Бориса Немцова с плакатом «Он боролся за наше будущее». Также Рожину принадлежит фейк о том, что украинская армия потеряла 80% гаубиц.

Что касается телеграм-канала 338, то он позиционирует себя как принадлежащий «силовикам». Однако «эксклюзивные документы», которые там публикуются, чаще всего не выдерживают даже элементарной проверки. Например, 12 апреля там появился cнимок «официального письма» руководства МВД по Краснодарскому краю, запрещающего сотрудникам ведомства с 1 июня посещать заведения общепита, улыбаться, сидеть в автобусах, носить футболки и изменять супругам. В подписи была указана фамилия Веневский, тогда как настоящая фамилия начальника краснодарского главка — Виневский. Кроме того, авторы документа ссылались на часть 4 статьи 82 ФЗ о службе в органах внутренних дел, утратившую силу с 1 января 2015 года.

The Insider

09.07.2018

Материалы по теме

Фейк: Украина получила от США неработающие комплексы Javelin