Фейк «Вестей недели»: вся константинопольская ставропигия в Украине — это два иерарха

4015
0
40150

«Вести недели» рассказали о конфликте православных церквей из-за Украины в сюжете под кратким названием «Разрыв». Автор сюжета Николай Васильев старается представить события так, чтобы решение патриарха Вселенского Варфоломея выглядело раскольническим.

Фейк «Вестей недели»: вся константинопольская ставропигия в Украине — это два иерарха

По словам патриарха Московского и всея Руси Кирилла, процитированным в сюжете, «Константинопольский патриархат отождествил себя с раскольниками» — Украинской православной церковью Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церковью.

В сюжете звучат слова патриарха Сербского Иринея: «Первоиерарха нашей Церкви, Константинопольского патриарха, охватило искушение принять решение, которое может стать катастрофическим для Церкви, сделать то, на что он не имеет права. Речь о том, чтобы признать раскольническую Церковь и даже дать ей автокефалию. Такого еще не было». Правда, автор забывает добавить, что, кроме Иринея и патриарха Антиохийского Иоанна X, чья резиденция находится в Дамаске, никто из глав православных церквей не поддержал позицию РПЦ.

Но главное, чего принципиально не хотят замечать РПЦ и вслед за ней «Вести недели», — то, что решение Вселенского патриархата направлено именно на преодоление раскола.

Дважды в XX веке часть украинских священников решала выйти из подчинения Московскому патриархату: в 1920 году была создана Украинская автокефальная православная церковь, а в 1922-м — Украинская православная церковь Киевского патриархата. Обе церкви не были признаны другими православными церквями, и фактически сложилась ситуация раскола, причем бóльшая часть православных христиан Украины оказалась вне канонической церкви, так как больше всего прихожан (по данным социологического исследования 2015 года — 44% всех украинских верующих, включая католиков и представителей иных религий) у УПЦ КП. У канонической УПЦ МП прихожан примерно вдвое меньше, хотя приходов больше.

При этом правомерность вхождения Киевской метрополии в РПЦ подвергается некоторым сомнениям, и в нынешней позиции Вселенского патриархата нет ничего нового. Еще в 1990 году патриарх Вселенский Димитрий I направил патриарху Московскому Алексию II письмо, где отмечал: «Вселенская Патриархия признает одну каноническую Православную Церковь в установленных в 1593 году Патриаршим и Синодальным способом пределах, то есть Святейшую Русскую Церковь, всеми поместными каноническими Святыми Божьими Церквями признанную, почитаемую и в священных диптихах упоминаемую». Эта формулировка означает, что присоединение Киевской митрополии в 1686 году к Московскому патриархату Константинополь уже тогда не признавал.

В принятии приходов неканонических церквей в юрисдикцию Вселенского престола ничего нового тоже нет: в 1990 году из Украинской автокефальной православной церкви во Вселенский патриархат перешли канадские приходы, образовавшие Украинскую православную церковь в Канаде. Против этого решения ни РПЦ, ни какая-либо другая из православных церквей не возражала.

Таким образом, решение Вселенского патриархата восстановить в Украине ставропигию — непосредственно подчиненную ему церковную структуру — это шаг, направленный на преодоление раскола: верующие, для которых после российской агрессии в отношении Украины неприемлемо управление из Москвы, теперь могут вернуться в лоно канонической церкви. К новому же расколу ведут как раз действия РПЦ, прекратившей отношения со Вселенским патриархатом.

Автор сюжета заявляет: «Собственно, автокефалию украинским раскольникам Стамбул пока не дает. Патриарх Варфоломей учредил в Киеве ставропигию, то есть подчиненную себе структуру, в которой пока всего двое иерархов, когда-то эмигрировавших с Украины в США и Канаду», имея в виду двух назначенных Вселенским патриархатом экзархов.

В действительности украинских иерархов, признавших церковную юрисдикцию Вселенского патриархата, значительно больше. В тот самый день, когда вышел сюжет, Священный Синод УПЦ КП вынес решение об изменении титула ее предстоятеля: патриарх Киевский и всея Руси-Украины стал архиепископом и митрополитом Киева; фактически это означает признание подчинения церкви патриарху Вселенскому (правда, в полном официальном титуле сохраняется и «патриарх всея Руси-Украины», но в отношениях с другими поместными православными церквями предстоятель теперь зовется архиепископом и митрополитом. Таким образом, к ставропигии теперь относится самая многочисленная из украинских православных церквей.

Кроме того, юрисдикцию Константинополя начинают признавать и некоторые из иерархов УПЦ МП; так, митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Алесандр (Драбинко) заявил: «На последнем заседании Константинопольский патриархат отменил передачу Киевской митрополии Московскому патриархату. С тех пор мы можем считать, что территория Украины является территорией восстановленной митрополии Константинопольского патриархата. Собственно, с этого момента (после принятия такого решения) мы являемся на сегодняшний день клириками Константинопольской церкви».

Автор сюжета заявляет: «Чего добивается Константинополь, можно только догадываться. При титуле “Вселенский” Патриарх Варфоломей практически не имеет паствы. А у раскольников — около 4 тысяч приходов на Украине и в Северной Америке. Только вот вся иерархия самозванцев отлучена от Церкви». Здесь снова неправда: к Вселенскому патриархату относятся монастыри Афона, приходы на части территории Греции, в Турции, США, Канаде, Франции, Эстонии и ряде других стран. К тому же, он не скрывает, что не собирается долго удерживать под своей юрисдикцией украинскую церковь и уже приступил к процедуре предоставления ей автокефалии.

The Insider

23.10.2018

Материалы по теме

Фейк «Вестей недели»: вся константинопольская ставропигия в Украине — это два иерарха