Голод в Поволжье и казни священников

4446
0
44460

Одной из самых кровавых страниц становления большевистского режима в России стала кампания по разгрому православной церкви и грабежу храмов. Она началась по личному
распоряжению Владимира Ленина в 1922 году. Большевистское руководство проводило ее под под лозунгом борьбы с голодом в Поволжье, но причина, конечно, была совсем иной.

Большевики не могли допустить, чтобы русский народ верил во что-либо другое, кроме «светлого коммунистического будущего». А для этого нужно было любой ценой вытравить из сознания людей православную веру. Результатом «духовного и социального эксперимента» стали реки крови сотни зверски убитых священников и простых прихожан.

Голод в Поволжье

Как уже говорилось, начало масштабной антицерковной кампании в большевистской России датируется 1922 годом и проходило под лозунгом борьбы с голодом в Поволжье и других регионах. Однако это было всего лишь уловкой. И вот почему. Действительно, голод в Поволжье стал одной из самых страшных страниц революционной истории России. Им было охвачено более 22 миллионов человек, к маю 1922 года в районах Поволжья, Урала, Казахстана, Украины от голода умерло более пяти миллионов человек.

Потом большевики списывали все на неурожайный 1921 год. Но на самом деле голод был спровоцирован ими самими. В том числе жуткими продразверстками, когда у крестьян изымалось все — до последнего зернышка. В это время, пожалуй, единственной в России организацией, которая пыталась действительно спасти людей от голодной смерти, как раз и
была православная церковь. Именно ею был создан первый в России Церковный комитет помощи голодающим, деятельности которого большевики всячески пытались мешать.

Патриарх Тихон, который тогда возглавлял Русскую православную церковь (РПЦ), сумел организовать среди прихожан массовый сбор средств для закупки хлеба. Хорошо известны
его воззвания к верующим: «Мы вторично обращаемся ко всем, кому дороги заветы Христа, с горячею мольбою об облегчении ужасного состояния голодающих. Вы, православные христиане, откликнулись своими пожертвованиями на первый наш призыв. Бедствие голода разрослось до крайней степени. Протяните же руки свои на помощь голодающим братьям и сестрам, деля с ними и кусок хлеба, и одежду по заветам Христа».

Патриарх Тихон

Когда большевики увидели, что именно церковь реально помогает людям, и поняли, что РПЦ может составить серьезную конкуренцию их власти, они вместо того, чтобы спасать людей от голодной смерти, устроили кровавый антицерковный террор. Нужно отметить, что массовый грабеж церквей, то есть изъятие у РПЦ церковных ценностей, был на самом деле явлением вторичным. На первом месте все-таки стояла борьба за власть, за умы людей многомиллионной страны, за подмену традиционных христианских ценностей коммунистическими лозунгами.

Дело в том, что борьба с церковью и религией началась еще за два года до кампании по изъятию ценностей. В 1919 году в своем письме Дзержинскому Ленин был совершенно откровенен: «…Необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатать и превращать в склады».

Ну а если при этом есть еще и возможность поживиться за счет ценностей, которые православная церковь собирала веками, то большевики никогда не отказывались от таких перспектив.

Расстрел священников при Ленине

Формально кампания по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья началась в 1922 году, когда 2 января было выпущено постановление ВЦИК «О ликвидации церковного имущества». Тогда большевики еще боялись массовых волнений, которые мог вызвать такой резкий выпад против православия, поэтому в постановлении оговаривалось,
что изымаются ценности, которые «не окажут существенного влияния на отправление культовых обрядов». Однако кто на эту оговорку обращал внимание! Постановление было спущено на места, то есть фанатикам всех мастей и откровенным бандитам, спешно записавшимся в большевики, была дана команда «фас».

В стране начались жуткие зверства. Церкви грабили дотла, а священников не только расстреливали. Их живьем сжигали вместе с семьями и малыми детьми, закапывали в землю, придумывали для них такие пытки, до которых и святая инквизиция не додумалась. Уже много позже, когда были рассекречены документы большевистских архивов, выяснилось, что только в одном 1922 году были зверски замучены и убиты 2691 священник, 1962 монаха, 3447 монахинь. Понятно, что массовые убийства служителей церкви и грабежи храмов не могли проходить без сопротивления в России‚ которая долгие века жила православием.

Патриарх Тихон снова обратился с воззваниями и к российским верующим, и к православной церкви за рубежом, в которых резко осудил то, что творят большевики. И хотя патриарх не призывал к вооруженному сопротивлению власти, простые верующие люди не могли спокойно наблюдать за уничтожением церквей.

Лишь в первом полугодии 1922 года кампания по убийствам священников и грабежам церквей вызвала более 1400 случаев кровавых столкновений. По этим событиям состоялся 231 судебный процесс; 732 человека, в основном священнослужители и монахи, оказались на скамье подсудимых.

Расстрел в Шуе 1922 года

Наиболее известным в этой череде кровавых событий стал массовый расстрел в Шуе, который произошел 15 марта 1922 года. Там жители оказали вооруженное сопротивление грабителям с красными бантами в петлицах. Колами и вилами их гоняли по всему городу. Конечно, активисты насмерть перепугались и бросились за подмогой. Подмога пришла в
виде пулеметного взвода, который и открыл по жителям огонь. Были убиты и ранены десятки человек.

Но самое главное — именно события в Шуе дали Ленину и его окружению возможность максимально усилить кровавый террор против церкви и верующих. Уже 19 марта вождь мирового пролетариата направил секретное письмо в Политбюро ЦК РКП(б), в котором писал: «…С самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления… дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого втечение нескольких десятилетий… Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».

Памятник священникам и мирянам — жертвам советской власти в городе Шуя Ивановской области на том месте, где были расстреляны в 1922 году верующие

Шуйские события стали поводом не только для десятков показательных процессов со смертными приговорами в отношении священников и простых прихожан. Они еще послужили поводом для дискредитации и попытки физически уничтожить патриарха Тихона. Против него возбудили уголовное дело, судили и 19 мая того же 1922 года поместили в Донской монастырь при полной изоляции от внешнего мира.

Большевики спешно готовили расправу над патриархом, но от лютой смерти Тихона спасла только бурная реакция мировой общественности. Англия, Франция и ряд других стран недвусмысленно заявили большевистскому руководству, что, если с патриархом что-нибудь случится, они отзовут из России своих дипломатических представителей. После недавно перенесенной войны с Антантой большевистские лидеры всерьез испугались этой угрозы.

Как уже говорилось, шуйские события были далеко не единственными в большевистской России. Например, 12 мая 1922 года Новгородский революционный трибунал вынес приговор по делу о беспорядках в связи с изъятием ценностей в Старой Руссе. К смертной казни были приговорены три священника, еще 15 человек получили тюремные сроки. В августе 1922 года в Смоленске по таким же делам были расстреляны четыре священника и 10 человек отправлены на каторгу. И эти примеры преступлений против церкви и верующих можно приводить бесконечно долго — их были сотни.

Очень показательны финансовые результаты антицерковной кампании. Патриарх Тихон с помощью своих обращений к верующим собрал около 9 миллионов рублей, которые спасли от голодной смерти десятки тысяч людей. А вот большевики на изъятии церковных ценностей собрали всего четыре миллиона. Причем на помощь голодающим не истратили и миллиона. Большинство денег пошло на содержание партийного аппарата и на финансирование мировой революции.

Патриарх Тихон

Характерная черта — именно тогда партийным чиновникам РКП(б) в разы увеличили зарплату. За счет тех самых денег, собранных «на крови» православных священников и простых русских людей.

Загрузка…

31.03.2019

Материалы по теме

Голод в Поволжье и казни священников