Как в Санкт-Петербурге творческие объединения лишают дорогих домов, и почему Смольный смотрит на это с позитивом

5527
0
55270
Источник: Версия

В Санкт-Петербурге из центра города, из престижных домов, потихоньку выселяются так называемые дома творческих союзов: журналистов, композиторов, писателей, других. Ранее их уже лишали госнедвижимости в курортных районах второй столицы. Понятно, что земля золотая, «капитал рвет интеллигенцию», а с другой стороны есть вопрос — а зачем сейчас нужны творческие общественные объединения, которые «советскую» свою функцию давно не выполняют?

Быть там при СССР престижно и очень выгодно

Что такое творческие союзы в советское время? Еще Михаил Булгаков сочно описал обеды в Массолите — прообразе Союза писателей. И как туда не пускали перекусить без «союзных корочек» Коровьева и Бегемота. Но творческие союзы — это помимо льготных и вкусных посиделок в своего рода закрытом клубе, еще и огромная инфраструктура с престижной недвижимостью. Туда в сталинское, к примеру, время, входили писательские дома и общежития, санатории и пансионаты, больницы и поликлиники, спецсекции в разных магазинах. Понятно, при таких-то пряниках в условиях жилищного и товарного дефицита быть членом какого-либо творческого союза было не только престижным, но крайне-крайне полезным. Лафа продлилась до самого конца СССР.

В Ленинграде были свои, почти идентичные по названию творческие союзы. Конечно, больше всего на слуху Союз писателей, потому что только его члены, люди не только талантливые, но и благонадежные, могли официально публиковаться. И получать гонорары. Нет, теоретически могли и «бессоюзные», но как-то издательства их творения старались не брать. Поэтому в самиздате оказались, к примеру, Сергей Довлатов и Иосиф Бродский. Знали бы они тогда, в 70-е, что их общий друг Валерий Попов в 2002 году станет председателем Союза писателей Санкт-Петербурга….

Также были и есть Союзы журналистов, композиторов, художников, культуры, концертных деятелей, художественно-артистический, экспериментальных выставок, и многие другие. Располагались и еще располагаются такие объединения в весьма вкусных местах — в историческом центре Петербурга в не менее исторических и шикарных домах и особняках. Кроме того, у союзов были свои поликлиники на Невском проспекте и пансионаты в Комарово. Были — это ключевое слово.

«Коллеги» желают убрать конкурента?

Конкретнее про ущемление творческой интеллигенции в Санкт-Петербурге. Сейчас за свою недвижимость на Невском проспекте отчаянно бьется выселяемый оттуда Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. «Попросило» его оттуда правление АНО «Санкт-Петербургский центр информационной поддержки» (СПЦИП), аффелированная со Смольным структура. Уже бывший председатель Союза, который с 1975 года располагается по адресу Невский, 70, Людмила Фомичева, конечно, заявила, что не согласна, «готовится иск в суд». Ее ключевой аргумент — Союз в 2017 году заключил с городом очередной договор об аренде помещения, и раньше 2027 года он прерваться не может (за исключением особых условий расторжения).

По совместительству глава петербургского «Интерфакса» г-жа Фомичева поясняет нюансы: «Вынуждена была уйти в этом году в отставку. В городе создано отделение Союза журналистов России. Наш конкурент. Возможно, в Москве недовольны активной позицией нашего Союза при защите журналистов на митингах. Но это наша прямая обязанность. Вообще после распада СССР было три самостоятельных Союза — России, Петербурга и Казани. Давно наметилась тенденция к единоначалию. Дом, где почти полвека располагается Домжур, памятник федерального значения, в 2011 году пошел трещинами из-за сноса соседнего здания. На ремонт приходилось искать спонсоров, несмотря на то, дом принадлежит городу. Теперь его, отремонтированный, отбирают. Вижу идеологическую и меркантильную причину атаки на наш Союз — «коллеги» из Москвы хотят убрать конкурента, а также есть желающие заполучить наши помещения в центре города».

Примерно также видят ситуацию и большинство петербургских журналистов, которые в курсе «союзных» разборок. Но таких мало, потому что Союз журналистов Спб и ЛО — вещь в себе (как и новый союз «от федералов»). Занимаются такими объединениями ветераны городской журналистики, для них это клуб по интересам. Дмитрий Стаценко, бывший гравред «Комсомольской правды в Петербурге» и ИД «Калейдоскоп», член Союза с начала 90-х, вспоминал для «Нашей версии»: «И тридцать лет назад, и ранее, конечно, состоять в Союзе было очень престижно и выгодно. Не случайно, кандидат должен был иметь трех поручителей, как при приеме в КПСС. «Корочки» давали многое: право публиковаться в главных газетах, скажем так, на своих условиях. И материальные льготы. Особенно ценились путевки в санатории. Кроме того, подразумевалось, что за счет «кассы» Союза можно было получить матпомощь в трудной жизненной ситуации. Конечно, особое место — буфет Домжура, где по «корочке» можно было дешево, но и изысканно поесть на крахмальных скатертях. Потом от этого ничего не осталось. Союз прекратился в междусобойчик, льготы отняли, буфет закрылся. Главное, Союз никак не мог помочь с работой, когда очень надо».

Между тем, Союз журналистов Спб и ЛО существует, в основном, на взносы членов. Так и за что платить? Как профсоюз он не состоялся. Что касается пансионатов и медицинских услуг, то Союз лишился их еще около двадцати лет назад — забрал город. В том числе в престижнейшем Комарово. Дачи арендовались совместно с Союзом писателей. Когда в 90-е Союз пытался там и землю свою получить, что-то удавалось, но сейчас концов по факту не найти — всё застроено. Главное — и земли своей у Союза теперь точно нет.

«Доверие» до 2021 года на исходе?

Примерно по такому же сценарию события развиваются вокруг других творческих объединений. Еще в 2012 году информация, что Союз композиторов Петербурга может быть переведен в другое адресное помещение из дома на Большой Морской улице, 45. Тогда комитет по имуществу правительства города эту новость горячо отрицал. При этом отметив, что «здание Союза находится в очень плохом техническом состоянии». Тогда так называемое доверительное управление Домом было предоставлено Союзу до 2021 года. И вот какое дело, сейчас в классическо-музыкальной среде пошли устойчивые слухи, что «доверие» может быть в дальнейшем не оказано. Пока нет тому документальных свидетельств, но якобы устные тонкие намеки на толстые обстоятельства уже даны. Как говорится, море волнуется два. Ну а поликлиника на Невском давно уже не льготная — хочешь музицировать, лечись как все.

Любопытно, Союз художников Петербурга находится рядом с «музыкантами» — Большая Морская, 38. Но вот к ним, по данным самих членов объединения, в постсоветское время никто не подкатывал в духе Швондера, что «непомерно много места занимаете». Ниже предположим — почему.

А не замахнуться ли на Владимира нашего Набокова?

А вот ситуация вокруг Союза писателей Санкт-Петербурга выглядит наиболее любопытной. Тут, как говорится, бей первым. Или хорошо смеется тот, кто стреляет первым. Сейчас местный «Моссалит» располагается по относительно престижному адресу Звенигородская, 22 (Дом писателя). Центр города, но не чтобы самый центр-центр. Тем не менее пошли разговоры, что и оттуда петербургских писателей могут турнуть на понижение в самое ближайшее время. Характерно, что с ними такое уже https://gazeta.spb.ru/24152-0/ было в 2008 году. Писателей попросили из Дворца Шереметева. А это и не фигурального образа дворец — роскошное место. И вот сейчас упомянутый в начале нами председатель Союза Валерий Попов публично https://www.fontanka.ru/2021/03/18/69819380/ предложил, раз такое дело, перевезти Дом писателя опять-таки на Большую Морскую, 47, в Дом Набокова. Тем более он буквально на неделях был сдан после генерального ремонта за федеральный счет. Вот так друг Бродского и Довлатова сработал на опережение в публичном пространстве.

А что? Дом, в котором провел детство и отрочество будущий великий писатель вполне подходит для аристократической петербургской литературной мекке.

«Это какие-то дома престарелых»

Есть и примеры пожиже в общественном значении про выжимание различных творческих некоммерческих объединений из вкусных мест Петербурга на выселки. Но главные два вопроса по тексту выше, конечно, возникли неумолимо: пафосно говоря — почему Смольный не защищает объекты культуры, а даже выступает драйвером переездов на «101 километр»?; есть ли (и вообще — есть?) единая коммерческая акула, которая охотится за кусками дорогущей недвижимости в центре второй столицы, понимая, что «интеллигенты несчастные» не смогут толком от нее защититься?

Начнем со второго пункта. Нет. Никакой единой (пусть и формально дробной) структуры не просматривается. По первому. Смольный, понятие само растяжимое, постоянно кадрово обновляется, организация не застывшая, зато годами единая в разрезе принятия решений по творческим союзам. Тенденция четкая — приоритет «рациональных» инвест и бизнес-проектов над иллюзорными, с точки зрения чиновников, «духовными» исканиями и исследованиями петербургской интеллигенции, которые никак не монетезируются для города.

Источник корреспондента «Нашей версии» в Смольном попытался сформулировать тенденцию в действиях властей, за счет анонимности будучи предельно откровенным: «Правительство города с позитивом смотрит на переселение творческих союзов из центра Петербурга. То, что мы наблюдаем сейчас, это какие-то дома престарелых, на дожитии. Нет инвестиционных программ, творческая работа если идет, то где-то глубоко «под землей». Фактически некие люди захватили в центре видовые дома и сидят там как Кощей над златом. Рядовые петербуржцы не имеют с этого ничего. При этом не вижу разницы для творческого работника, где ему работать привольнее — на Невском, или на проспекте Обуховской обороны».

Вот такие мысли витают во власти, которые все чаще конкретизируются в действия. Как заметили выше, им в подпорку и отдельные мнения того или иного профессионального сообщества: если творческие Союзы не выполняют уже «советских» функций, то зачем они нужны?

Но как всегда в России есть и нюанс «близости к телу». Как обещали, про Союз художников. Власти никогда на его здание не покушались, и намеков не было. Наоборот, от Смольного на выставки, даже самые проходные, приезжали и приезжают только первые-вторые лица. Это умение руководства Союза выстраивать грамотные отношения со всеми петербургскими губернаторами. Не знаем, как это происходит, но видим результат. И тот же Союз журналистов был в большом фаворе, когда его возглавлял известный писатель Андрей Константинов, отменный переговорщик. У него сложились чудесные отношения с губернаторами Петербурга Владимиром Яковлевым и Валентиной Матвиенко. На Домжур ни то что никто не покушался — денежки бюджетные выделялись. Вот такой фактор личности в защите творческих союзов — чтобы сохранить за собой престижное здание в центре — «крышу» надо иметь.

29.03.2021

Материалы по теме

Как в Санкт-Петербурге творческие объединения лишают дорогих домов, и почему Смольный смотрит на это с позитивом