Музеи бьют тревогу из-за участившихся нападений экоактивистов на мировые шедевры

6252
0
62520
Источник: Версия

В последние недели внимание европейских СМИ всё чаще привлекают громкие акции экоактивистов. Защитники окружающей среды и ранее использовали нестандартные методы донесения своих идей до публики. На этот раз они решили сделать объектами своих акций всемирно известные произведения искусства, однако выбранные методы вызвали шквал критики и привлекли внимание правоохранительных органов.

В октябре радикальные экоактивисты совершили сразу три «нападения» на мировые шедевры. 14 октября в лондонской национальной галерее две девушки, одетые в футболки с надписью Just Stop Oil («Просто остановите нефтедобычу»), вылили консервированный суп на картину Винсента Ван Гога «Подсолнухи». Испачкав полотно, девушки приклеили свои ладони к стене. 23 октября пострадала картина Клода Моне «Стог сена», выставленная в потсдамском Музее Барберини. Члены группы «Последнее поколение» вылили на шедевр картофельное пюре. Третьей жертвой экоактивистов стала восковая фигура короля Великобритании Карла III в Музее Мадам Тюссо. Восковой двойник был атакован шоколадным тортом, ответственными за акцию оказались члены группы Just Stop Oil.

Организация была образована в феврале 2022 года. Её члены потребовали сократить добычу нефти и газа к 14 марта, пригрозив начать ненасильственные акции, направленные против британской нефтегазовой структуры. Члены организации действительно принялись устраивать публичные акции. Одной из них стало распыление зелёного дыма на красной ковровой дорожке кинопремии Британской киноакадемии BAFTA. Активисты также заявляли о себе на футбольном матче в Ливерпуле и усаживались на трассе «Формулы-1». Кроме того, атакам экоактивистов ранее подвергались и картины.

Последние акции вызывают тревогу у музейщиков, перед которыми встала задача защитить шедевры от посягательств противников нефтедобычи. В Потсдаме после визита экоактивистов было принято решение закрыть вход для посетителей на неделю. За это время сотрудники планировали отработать механизмы обеспечения безопасности и найти способы их улучшить. Сотрудники музея также планируют обсудить ситуацию с коллегами из других стран, сообщают «Известия».

Директор Ортруд Вестхайдер сообщила, что основатель музея Ханс Платтнер планирует изучить сложившуюся ситуацию с партнёрами музея и кредитными организациями. Необходимо обсудить возникшие в связи с деятельностью экоактивистов риски. В частности, могут быть пересмотрены требования к хранению музейных экспонатов.

В Лондонской галерее сотрудники оценивают происходящее более осторожно. В беседе с изданием представители музея отметили, что меры всегда анализируются, но не разглашаются. Пресс-секретарь галереи Нил Иванс сообщил, что в случае с полотном Ван Гога сама картина не пострадала, однако рама получила незначительные повреждения. Картина была вновь представлена посетителям уже через несколько часов после нападения. Активисток арестовала полиция, в отношении них завели уголовные дела.

За стеклом

В случаях с картинами сами полотна не пострадали, так как были закрыты защитными стёклами. Если бы жидкость попала на саму картину, последствия могли быть куда серьёзнее. Стоит отметить, что многие известные картины экспонируются в музеях без защитных стёкол, что хорошо для восприятия зрителями, но плохо с точки зрения безопасности.

Для защиты картин используется специальное музейное стекло, которое практически не даёт бликов, но оно стоит недёшево. По мнению ректора Санкт-Петербургской академии художеств Семёна Михайловского, полностью защититься от подобных ситуаций всё равно невозможно.

Картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» несколько раз получала серьёзные повреждения от рук вандалов. В 1913 году её порезали ножом, после чего картину отреставрировали и впредь выставляли под стеклом. В 2018 году злоумышленник ударил картину металлической стойкой, и теперь уже осколки повредили картину. В будущем картину планируется «одеть» в противовандальное стекло, которое производят за рубежом.

Одна из самых знаменитых картин «Джоконда» Леонардо да Винчи экспонируется только под пуленепробиваемым стеклом. Кроме того, зрители могут любоваться шедевром только на почтенном расстоянии, что с учётом небольшого размера картины не позволяет рассмотреть её в деталях.

Тем не менее, защитить все картины таким стеклом просто невозможно, так как это потребовало бы колоссальных вложений. Кроме того, это нанесло бы ущерб восприятию произведений искусства зрителями, которые приходят в музеи, чтобы получить непосредственное общение с шедеврами.

Последствия

Наказанием за подобные действия в России может стать ограничение свободы на срок от 1 до 3 лет, принудительные работы или лишение свободы на аналогичный срок. В случае, если нападение на экспонат совершено в одиночку, можно получить штраф в размере 40 тысяч рублей, административный арест и исправительные работы. Кроме того, владелец повреждённого предмета может обратиться в суд за возмещением ущерба.

Один из последних громких случаев вандализма в российском музее произошёл в Ельцин Центре в декабре 2021 года. Охранник учреждения Александр Васильев пририсовал к картине Анны Лепорской «Три фигуры» глазки, использовав шариковую ручку. Мужчине назначили обязательные работы на срок 180 часов, а также обязали пройти лечение у психиатра.

По мнению юристов, зарубежные активисты могут избежать реальных сроков за свои действия. Директор Центра художественной экспертизы им И. Е. Репина Виктор Шпенглер в беседе с газетой отметил, что их действия не причинили серьёзного ущерба. Это понимают и сами активисты Just Stop Oil, которые на своём сайте отметили, что картина не получила повреждений. Серьёзного материального ущерба также удалось избежать. Таким образом, активистам удалось привлечь внимание общественности к своим идеям, избежав больших материальных затрат. Негативной стороной их действий, в числе прочего, является заметный репутационный ущерб всему движению за защиту окружающей среды.

26.10.2022

Материалы по теме

Музеи бьют тревогу из-за участившихся нападений экоактивистов на мировые шедевры