«Наша Версия» анализирует изменчивые туристические тренды на примере Стамбула

2818
0
28180
Источник: Версия

Наши дальнейшие рассуждения о развитии Турецкой Республики, кулинарных, других туристических достопримечательностях этой большой страны и возникающих на наших с вами глазах нарративах, приводят нас подчас к удивительным экскурсам в историческое прошлое.

Мы не торопясь, изучаем происходящие события и некоторые исторические моменты, присущие Турции, так как при всей их понятности для многочисленных туристов и любознательных людей, в Турецкой Республике остаётся немало тайн. Страна по-любому меняется на наших глазах, хотя некоторые вещи остаются внешне неизменными и не слишком подверженными течению времени.

Чтобы не растекаться мыслью по древу, в этой части нашего исследования и в его продолжениях мы посвящаем отдельные строки Стамбулу, присущим ему туристическим и историческим особенностям. Любопытно, но побывав столицей четырёх мощных империй, нынешний Стамбул не является столицей современной Турецкой Республики. Почему так произошло – отдельный вопрос, связанный с политикой. Нас, на данный момент, более интересуют общественные, экономические и культурные реалии, которые мы и анализируем. Впрочем, не только мы. Среди исследователей Стамбула было и есть немало громких имён. Например, имя Сэмюэля Клеменса, более известного миру, как Марк Твен! В 1869 году прославленный литератор опубликовал роман «Простаки за границей или Путь новых паломников», ставший одним из самых его продаваемых и первым, принесшим ему всемирную славу, произведений. Опус состоял из глав, насыщенных ироничными наблюдениями и оригинальными выводами Твена, частично посвящёнными разоблачениям некоторых знаменитых мировых туристических заманух. На арендованной посудине (под названием «Квакер-Сити») Марк посетил Афины, Танжер, Марсель и ряд других городов. Среди посещённых «жемчужин», конечно, нашлось место Стамбулу!

Территория Стамбула огромна! Но, глядя из дня сегодняшнего, в первую очередь, нельзя не отметить ряд знаковых мест, вроде бухты Золотой Рог и пролива Босфор. Они, по сути, являются главными связующими артериями огромного и древнего мегаполиса. Так и Марк Твен, описывая своё прибытие в Стамбул, не миновал Золотой Рог. Писатель не поскупился на эмоции, среди которых преобладало слово «живописный» и его синонимы.

Внимание Твена отметило многочисленные, утопавшие в зелени, сады, купола мечетей и пики минаретов. А также, не поддающееся подсчёту количество разнообразных жилых и нежилых строений, разбросанных по окружающим бухту холмам. Наверняка, Марк полюбовался фресками Святой Софии, мозаиками Голубой мечети и побродил по лабиринтам роскошного дворца Топкапы. Однако, проникшийся внешним обаянием Стамбула американец, не впал в прострацию и слепое обожание, чётко разделяя его воображаемые прелести и суровую реальность: «…кроме живописности город не радует ничем…с той минуты, когда покидаешь корабль, и до самого возвращения не устаёшь его проклинать».

Марк Твен весьма точно выделил некоторые, не всегда приятные особенности города, в середине 19 века именовавшегося Константинополем. К примеру, он сразу отметил, присущие ему восточный сумбур и суету (цитата): «На берегу попадаешь в самый настоящий цирк. Людей в узких улочках – как пчёл в улье, и одеты они в такие чудовищные, ошеломляющие, несуразные, крикливые наряды, какие может измыслить разве что портной в белой горячке. Это какой-то фантастический маскарад, на котором представлены поистине невообразимые костюмы, человеческий водоворот на любой улице просто оглушает контрастами. На улицы Константинополя стоит поглядеть один раз в жизни – но не более».

Контрасты никуда не делись и в 21 веке! Сверкающие на солнце небоскрёбы соседствуют с нищенскими лачугами, широкие проспекты – с узкими запутанными улочками, шумные базары – с бутиками модной одежды и торговыми центрами. Диаметрально противоположные культуры и менталитеты как-то умудряются уживаться друг с другом. Громкие призывы многочисленных муэдзинов к молитве, раздающиеся из мощных динамиков по нескольку раз в день, перекликаются с громкой музыкой, доносящейся из кафе. Мимо древнеримского акведука и подземных водохранилищ, где наводит страх змеиная шапка волос Медузы Горгоны, покоятся античные статуи и их головы, проносятся скоростные трамваи. Одежды разноязыкой толпы людей столь же разнообразны, варьируясь от паранджи до мини-юбок у женщин. Здесь не принято уступать место выходящим из транспорта, вас даже могут ненароком толкнуть в плечо, но без излишней агрессии или злобы. Перехлёст эмоций? Несомненно! Громко покричать друг на друга, когда посторонний наблюдатель даже не поймёт, ругаются ли собеседники, выясняя отношения или просто спорят, обсуждая, как выгоднее провернуть сделку – это святое!

Культовый стамбульский базар с его гигантским ассортиментом, где (если хорошо поискать, можно купить, что угодно – от фесок, портков, остроносых башмаков – до пёстрых тканей, керамики, антиквариата и прочих чудес) является одним из таких наглядных олицетворений тезиса о единстве и борьбе противоположностей. Он показался Марку Твену выглядящим хаотичным, подчиняющимся своим одному ему ведомым правилам, «муравейником» или разноцветным «ульем» (цитата): «Он полон движения, кипучей деятельности, грязи, нищих, ослов, вопящих торговцев, посыльных, дервишей, высокородных покупательниц-турчанок, греков, фантастического вида магометан в фантастических одеждах – пришельцах с гор или из далёких провинций…».

Стамбул и сегодня высоко держит свою торговую марку. В нём работает немало и других (как мелких, так и крупных заводов и фабрик) по производству текстиля, тканей, не очень дорогой одежды от локальных производителей. Между ними цветёт конкуренция. Поэтому акции, распродажи, аукционы здесь обычное дело! Знающие люди отовариваются в правильных районах, среди которых котируются популярные среди челночников «Лалели» или наполненный заводами по производству кожаных и меховых изделий «Зейтинбурну». Центральный стамбульский базар, именуемый «Гранд Базаром», не канул в небытие. Главное правило – здесь нужно торговаться, также никуда не делось! Процесс торга может подчас напоминать театральное представление. Покупателям, не соглашающимся с ценой, принято демонстративно уходить, продавцы будут их догонять, предлагать очередные скидки, клясться будущим урожаем, родственниками и детьми… Обычно стороны достигают согласия по цене, угощаются чаем с лукумом и расстаются довольными друг другом. Такова местная специфика, с присущим ей парадоксальным сочетанием западных и восточных традиций…

Продолжение следует.

02.08.2024

Материалы по теме

«Наша Версия» анализирует изменчивые туристические тренды на примере Стамбула