Наследник автора знаменитого монумента сможет получать деньги за её изображения

6469
0
64690
Источник: Версия

Грандиозный скандал в Волгограде: суд отобрал исключительные права на изображение знаменитого монумента «Родина-мать зовёт!» у музея-заповедника «Сталинградская битва» и передал их внуку автора скульптуры Евгения Вучетича. Теперь за использование образа «Родины-матери» придётся платить.

Памятник «Родина-мать зовёт!» является одним из самых узнаваемых не только в России, но и в мире. Для того чтобы увидеть грандиозный монумент, в Волгоград уже многие десятилетия приезжают миллионы людей. При этом где-то до 2010 года вопрос о правах на «Родину-мать» никому в голову не приходил. Тут стоит подчеркнуть, что речь идёт не о владении памятником как таковым – он всегда был и остаётся на балансе государства. Однако наравне с этим существует так называемое право на изображение: оно подразумевает, что вид того или иного объекта не может быть использован без согласия правообладателя либо без внесения соответствующей платы. Данным вопросом в 2009 году озаботился музей «Сталинградская битва». Уже тогда эта инициатива вызвала в Волгограде бурное обсуждение. Не только жители, но даже местные чиновники недоумевали, как это в принципе может быть так, чтобы изображением «Родины-матери», которая является главным символом города и вид которой встречается в Волгограде повсеместно, кто-то владел. Однако тогда в музее пояснили, что решение зарегистрировать скульптуру в качестве защищённой торговой марки было принято как раз для того, чтобы защитить «Родину-мать» от недопустимого использования. А то ладно ещё, когда её изображают на подарках и открытках – кто-то уже лепит узнаваемый образ на водку и сигареты. Ну а то, что производители сувениров теперь будут делиться копеечкой, музею только на пользу.

Однако спустя годы внук Евгения Вучетича решил переиграть ситуацию. Как сообщается, он увидел в продаже карты с изображением творения деда, возмутился и обратился в суд, где добился передачи ему прав на товарный знак. Роспатент пытался возражать, однако суд, как поясняют юристы, даже в теории не мог вынести иное решение. Истец является законным наследником своего великого деда. Евгений Вучетич скончался в 1974 году, а по российским законам исключительное право на произведения действует в течение 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Таким образом, до 2045 года наследники скульптора могут получать деньги за дедовский шедевр.

Сейчас в адрес внука Вучетича в соцсетях летят разнообразные комментарии, однако очень похоже, что адресованы они не совсем по адресу. Как выясняется, интересы Вучетича-младшего представляет некая Ассоциация правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере изобразительного искусства – УПРАВИС. Она практически неизвестна широкой общественности, однако те, кому доводилось с ней сталкиваться, запомнили общение надолго. В 2019 году «Коммерсантъ» писал, как УПРАВИС поверг в ужас книготорговцев, направив им претензии о нарушении авторских прав. Речь шла о том, что в продававшихся журналах об искусстве и путеводителях присутствовали фото работ выдающихся советских художников и скульпторов, что нарушило права их наследников. В результате продавцов извещали о том, что им грозят выплаты до 5 млн рублей, и предлагали уладить дело за 20 тыс. за каждое фото.

Уже тогда звучали версии о том, что бойкие юристы могли поставить на поток производство таких исков. В самом деле, сложно ли найти наследников великих классиков, чьи творения давно стали визитными карточками городов и музеев, уговорить их дать согласие на представление интересов и пачками рассылать претензии? При этом всё совершенно законно, но страдают не только производители сувениров. «Я являюсь официальным партнёром Всероссийского детского центра «Орлёнок», много чего рассказывал о Сталинграде. Мы должны были приготовить один урок о Мамаевом кургане. Сейчас я буду вынужден из своего кармана заплатить 150–200 тыс. рублей», – цитирует портал v1.ru директора волгоградского Военно-исторического музея Николая Мезина. Сейчас в УПРАВИС пообещали, что не будут требовать деньги за использование образа «Родины-матери» «в личных, образовательных, воспитательных или информационных целях». Однако трактовать эти цели можно широко.

А кроме того, насколько вообще подобная ситуация допустима с точки зрения простой этики? В музее подчёркивают: создание подобных мемориалов в советское время отвечало прежде всего интересам общества. И тот же Вучетич, высекая в камне свою величественную оду погибшим воинам, наверняка и представить себе не мог бы подобного поворота. Вот и в Госдуме уже заявили о необходимости кардинально сократить перечень товаров и услуг, в отношении которых испрашивается и осуществляется государственная регистрация товарного знака. Одновременно парламентарии просят Роспатент изучить возможность отказа регистрации в качестве товарных знаков объектов культуры и символов, посвящённых героям и жертвам Великой Оте­чественной войны. Впрочем, получится ли? Ведь очень похоже на то, что за УПРАВИС стоят весьма мощные силы. Как пишут СМИ, создателем организации выступал Никита Михалков, знающий толк в доходных занятиях. Так что закончиться начинание может даже не начавшись.

01.04.2024

Материалы по теме

Наследник автора знаменитого монумента сможет получать деньги за её изображения