«Ошибки, не подрывающие доверия». 10 самых ярких фейков Первого канала

2966
0
29660
Источник: The Insider

Пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова спросили, считают ли в Кремле, что «ошибка» в сюжете о сбитом над Донбассом самолете Malaysian Airlines, которую признал Константин Эрнст в интервью The New Yorker, подрывает доверие к Первому каналу. Песков ответил:

«Это вовсе не подрывает. <…> Вокруг столь резонансных тем и вокруг такой трагедии, как та, которая произошла с Boeing-777, важно давать всю палитру версий, а не одну, как предпочитают делать многие западные каналы. В этом плане, да, какие-то версии, которые выходят вперед на определенном этапе, потом оказываются несостоятельными или сомнительными. Поэтому на определенном этапе это вполне может быть».

«Палитра» Первого канала, как и прочих российских официозных СМИ, всегда была довольно однообразной. Но в одном Песков, несомненно, прав: еще до того сюжета в программе «Однако» Первый канал создал столько фейков, что у тех, кто еще сохранил к нему какую-то долю доверия, подорвать его не может ничто.

Вот лишь несколько ярких примеров.

1. Распятый мальчик из Славянска

12 июля 2014 года в программе «Время» вышел сюжет Юлии Чумаковой «Беженка из Славянска вспоминает, как при ней казнили маленького сына и жену ополченца». В сюжете женщина, представившаяся беженкой, рассказывает о зверствах украинских военных, отбивших город у сепаратистов:

«Центр города. Площадь Ленина. Наш горисполком — это единственная площадь, куда можно согнать всех людей. На площади собрали женщин, потому что мужиков больше нет. Женщины, девочки, старики. И это называется показательная казнь. Взяли ребенка трех лет — мальчика маленького с трусиках, в футболке, как Иисуса на доску объявлений прибили. Один прибивал, двое держали. И это все на маминых глазах. Маму держали. И мама смотрела, как ребенок истекает кровью. Крики. Визги. И еще взяли надрезы сделали, чтоб ребенок мучился. Там невозможно было. Люди сознание теряли. А потом, после того как полтора часа ребенок мучился и умер, взяли маму, привязали до танка без сознания и по площади три круга провели. А круг площади — километр».

Слова «беженки» явно никто не проверял, иначе выяснилось бы, что в Славянске нет и никогда не было площади Ленина, а сама история о распятом ребенке за несколько дней до выхода сюжета была опубликована в Facebook известным конспирологом Александром Дугиным, правда, в его варианте мальчик был шестилетний. Журналисты «Новой газеты» и «Дождя» отправились в Славянск, чтобы проверить рассказ «беженки», и не нашли никаких подтверждений.

Изучившая сюжеты Юлии Чумаковой и разглядевшая, в каких муках творчества рождался знаменитый сюжет, журналистка Александра Соколова пишет в интернет-издании Colta:

«Всего за период с мая 2014 года по июль 2015 года Юлия Чумакова сделала 51 сюжет о том, что происходит на Украине и в России с украинскими беженцами. <…> В июне сюжеты Юлии Чумаковой появляются один за другим. Это репортажи из лагерей для беженцев. Кто-то кричит, что на Украине начался геноцид, мужчина в возбужденном состоянии говорит: „Там просто идут и убивают людей. Я не знаю, чем они их накормили, какими наркотиками…” В каждом втором сюжете за 2014 год есть крупные планы плачущих. Дети становятся постоянными героями сюжетов Чумаковой про беженцев (каждый четвертый ролик). Плачут старики, которые утверждают, что им не так страшно было в Великую Отечественную войну, как теперь. Причем сравнение нынешнего конфликта с тем, что происходило в 40-е, — прием очень частый, за историю всех сюжетов об Украине он был использован журналистом четырежды.<…>

В июле напряжение в сюжетах нарастает, интонация накаляется. В сюжете 3 июля на встрече с представителями Общественной палаты женщины из Луганска, рыдая навзрыд, говорят о том, как погибают люди на Украине: «Вчера нас бомбили фашисты эти, фашисты!.. 11 человек — головы поотлетали, пятилетний ребенок… ну, понимаете?» Что именно случилось с пятилетним ребенком, остается неизвестным».

Но даже через полгода после выхода фейкового сюжета Первый канал продолжал упорствовать; 21 декабря в программе «Время» появился сюжет под названием «Журналисты Первого отвечают на обвинения во лжи в связи с сюжетом про убийство ребенка в Славянске». В нем говорилось:

«В тот момент, и по сей день, Славянск контролировался украинскими военными, ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию возможности не было. Ведь российским федеральным телеканалам в аккредитации в зоне АТО было отказано. И Первый канал предварил шокирующий рассказ словами корреспондента: „Разум отказывается понять, как подобное вообще возможно в наши дни в центре Европы. Сердце не верит, что такое могло произойти”.

У журналистов не было и нет доказательств этой трагедии, но это реальный рассказ реально существующей женщины, бежавшей из ада в Славянске. То, о чем она говорила, встало в один ряд, звено в уже бесконечной цепочке свидетельств. О судьбах десятков детей, разорванных снарядами, расстрелянных при попытке бежать, погибших при авианалетах и артобстрелах».

Эти два сюжета, как и многие другие, Константин Эрнст ошибкой не признал.

2. Иностранные наемные убийцы на Майдане

27 ноября 2017 года программа «Время» отметила годовщину начала Евромайдана большим сюжетом о положении дел в Украине. Неправды в сюжете было хоть отбавляй: ведущий Валерий Фадеев утверждал, что из всех постсоветских государств зарплаты ниже, чем в Украине, только в Таджикистане, население страны с советских времен уменьшилось на 40%, а беспошлинная торговля со странами Евросоюза оказалась ограничена мизерными квотами. Но в центре внимания оказалась история о том, что на майдане действовали некие иностранные снайперы, стрелявшие и в протестующих, и в милиционеров.

История с иностранными снайперами — не плод творческой фантазии сотрудников Первого канала. До программы «Время» она появилась в итальянском фильме «Украина. Скрытая правда», первоначально размещенном на сайте таблоида, принадлежащего семье Берлускони. По версии автора фильма, снайперами были грузины, прибывшие в Украину по приказу Михаила Саакашвили.

Фильм сделан крайне топорно: в кадре показано служебное удостоверение грузинского силовика с грубыми грамматическими ошибками в английском языке, один из «снайперов» утверждал, что получил приказ от «вышестоящего начальства» — президента Саакашвили, — хотя к моменту начала Евромайдана власть в Грузии сменилась, и Саакашвили оказался в оппозиции. А один из «снайперов» утверждает, что непосредственный руководитель их группы говорил: «Мы не можем допустить, чтобы состоялись досрочные выборы». Похоже, автор фильма не очень разбирался в истории Майдана: не допустить досрочных выборов в тот момент означало сохранить власть Януковича и Партии регионов.
Все это не помешало Первому каналу сделать несколько сюжетов, пропагандирующих фильм.

3. Признание чистоты российского спорта в швейцарском арбитражном суде

24 апреля 2018 года программа «Время» сообщила о решении Спортивного арбитражного суда в Лозанне: суд отменил пожизненную дисквалификацию российского лыжника Александра Легкова и снял с него обвинения в применении допинга. На этом основании ведущий Кирилл Клейменов торжественно отрапортовал о полной победе и признании чистоты российского спорта.

В действительности же суд пришел к выводу, что в случае с Легковым и еще несколькими спортсменами доказательств применения допинга было недостаточно, но дисквалификация других 12 спортсменов осталась в силе. Информация Родченкова о методах подмены допинг-проб в целом была подтверждена судом, хотя, по заключению судей, одного присутствия фамилии спортсмена в «списке Родченкова» для дисквалификации недостаточно.

Автор сюжета старательно пытался поймать Родченкова на противоречиях, но для этого ему пришлось исказить смысл заявлений, которые бывший глава московского антидопингового центра делал раньше.

4. Нацистское прошлое деда, которое скрывает канадский министр

11 мая 2018 года разоблачительный сюжет программы «Время» был посвящен министру иностранных дел Канады Христе Фриланд: та скрывает, что ее дед во время Второй мировой войны сотрудничал с нацистами. Корреспондент Юрий Липатов нашел подробности работы деда Фриланд Михаила Хомяка в созданной немецкими оккупантами украиноязычной газете «Краковские вести», зачем-то приписал ему некие связи с концлагерем Аушвиц, которых никогда не было, и заявил, что Христя Фриланд пыталась это скрыть.

Вот только взял эту информацию корреспондент из работы канадского историка, в подготовке которой участвовала сама Фриланд. Так что прошлое деда она уж точно не скрывала, а все ее грехи заключаются в том, что она не упомянула коллаборационистское прошлое деда в своем эссе «Моя Украина», посвященном вовсе не военной истории.

В той же работе историка Джона Пола Химки — практически единственном источнике информации о Михаиле Хомяке — говорится, что существует версия, впрочем, недоказанная, согласно которой редактор пронацистской газеты Хомяк тайно помогал антифашистскому подполью и печатал в типографии газеты фальшивые документы для партизан. Эту версию в программе «Время» решили не упоминать.

5. «Новичок», которого не могло быть в Солсбери

18 апреля 2018 года в дневном выпуске новостей Первого канала появился длинный сюжет о новом повороте в расследовании покушения на Сергея Скрипаля: британские эксперты установили, что боевое отравляющее вещество «Новичок», от которого пострадали Скрипаль и его дочь, было в жидком состоянии. Корреспондент Тимур Сиразиев собрал свидетельства нескольких экспертов, утверждавших, что жидкий яд не мог быть «Новичком» российского происхождения.

Правда, один из «экспертов по химическому оружию» оказался генетиком и биотехнологом, а другой был причастен к громкому заказному убийству и почему-то отделался условным сроком. «Эксперты» старательно запутывали зрителя не имеющими отношения к делу подробностями, а генетик-биотехнолог заявил, что «Новичок» — вещество нестойкое и неприменимое в качестве химического оружия, что неправда. Другой эксперт описывал симптомы отравления «Новичком», но никто и словом не обмолвился о том, были ли эти симптомы у Скрипалей. Но вывод был сделан, правда, ни на чем не основанный: «Сами того не подозревая, британцы доказали полную несостоятельность своей же версии».

6. Искусственно созданный украинский язык, мало распространенный в Украине

8 октября 2018 года вице-спикер Госдумы Петр Толстой в своей программе «Толстой. Воскресенье» на Первом канале, возмущаясь принятым в Украине законом о государственном языке, назвал украинский язык «искусственным, не имеющим даже литературной нормы на всей территории Украины» и утверждал, что он распространен только в западных областях страны.

По версии Толстого, юг и восток Украины говорит преимущественно на русском, а север и центр — на суржике, то есть смеси русского с украинским. В доказательство этой версии он демонстрировал карту «языкового состава Украины», основанную якобы на исследовании Киевского лингвистического университета. Правда, в самом университете о таком исследовании ничего не знают, а карта до появления в программе Толстого фигурировала лишь на нескольких сайтах русских националистов. Данным переписи населения Украины карта самым радикальным образом противоречит.

На каком основании можно считать «не имеющим литературной нормы» язык, на котором существует и множество фольклорных текстов, и развитая профессиональная литература, Толстой не объясняет.

7. Секретная американская лаборатория биологического оружия в Грузии

25 декабря 2018 года программа новостей Первого канала с подачи главы Роспотребнадзора сообщила сенсационную весть: кишечная инфекция, которую подхватили в Грузии несколько российских туристов, могла быть вызвана штаммом кишечной палочки, созданным искусственно в военной лаборатории.

По версии Первого канала, разработкой химического оружия в строжайшей тайне занимается лаборатория в созданном при помощи США Тбилисском исследовательском комплексе имени Ричарда Лугара. Эта версия имеет давнюю историю и всегда воспринималась как образец конспирологической фантазии, но после покушения на Скрипалей тему подхватила представитель МИД Мария Захарова, обвинившая США в работе над химическим оружием на территории Грузии. Экс-министр безопасности Грузии Игорь Гиоргадзе, бежавший в Россию после прихода к власти Саакашвили, тут же представил некие «доказательства»: в частности, чертеж дрона, с помощью которого можно рассеивать в воздухе зараженных насекомых. Грузия тут же предложила российской стороне провести проверку комплекса при участии представителей ВОЗ, но в МИД отказались, назвав это «пропагандистским фарсом».

И через несколько месяцев Первый канал догадался связать несколько случаев желудочно-кишечной инфекции с этой эффектной фейковой версией.

8. Ученые, устремившиеся в Россию из-за границы

8 февраля 2019 года, отмечая День российской науки, Первый канал выпустил большой парадный сюжет о том, как возвращаются домой ученые, когда-то уехавшие работать за границу. По мысли авторов сюжета, таких ученых все больше.

Никакой статистики, правда, в сюжете авторы не привели, лишь показали трех ученых, которые вернулись и очень этим довольны. Но в действительности статистка существует, только не очень праздничная. По опросу одной из крупнейших мировых компаний в сфере управленческого консалтинга Boston Consulting Group, 50% российских ученых хотят работать за рубежом, а среди переехавших в Западную Европу готовы вернуться, если поступит такое предложение, всего 6%.

9. Украинский Уотергейт

5 марта 2019 года, незадолго до выборов президента Украины, программа «Время» выдала очередную сенсацию: неподалеку от предвыборного штаба Владимира Зеленского обнаружили аппаратуру для прослушивания. Разумеется, автор сюжета Алена Германова не упустила случая провести параллель между этим скандалом и Уотергейтским делом, в результате которого под угрозой неминуемого импичмента был вынужден подать в отставку президент США Ричард Никсон.

Правда, аппаратуру нашли не в здании, где располагался офис Зеленского, а в полутора сотнях метров, на другой стороне улицы. Она, конечно, могла бы принимать сигнал от расположенных в помещении штаба «жучков», но их там не оказалось. Аппаратура, как выяснилось, принадлежала СБУ, проводившей оперативные мероприятия в доме, где жил некий подозреваемый.

Никакого развития эпизод не получил, после победы Зеленского на выборах о «попытке прослушивания» никто не вспоминал.

10. Спецкурсы по подготовке участников массовых беспорядков во Франции

17 октября 2019 года программа «Время» в сюжете под названием «Уроки непослушания.  Протест как профессия»  рассказала о неких французских волонтерах, обучающих правилам поведения во время уличных акций протеста. По мнению корреспондента Жанны Агалаковой, волонтеры занимаются «подстрекательством к гражданскому неповиновению» и учат участников беспорядков выходить сухими из воды, а ведущий Кирилл Клейменов поставил эффектную точку: «Протест, то есть безобразия, мародерство и просто грабеж, становится совершенно глобальным явлением».

По версии Первого канала, занимается этим некий международный фонд со штаб-квартирой в Швейцарии, и он «формирует в стране силу, с которой уже приходится считаться». Клейменов открыто проводит параллель между протестами во Франции и недавними московскими протестами по поводу выборов в городскую думу и говорит об «интернационале погромщиков и мародеров».

В действительности французские волонтеры всего лишь объясняли гражданам, как вести себя на акциях протеста, чтобы не нарушить закон. В частности, советовали не сопротивляться полицейским и настаивали на неприменении силы. Типичные «погромщики и мародеры» — с точки зрения Первого канала, конечно.

11.12.2019

Материалы по теме

«Ошибки, не подрывающие доверия». 10 самых ярких фейков Первого канала