В современном мире, где с каждым годом всё больше стираются границы, бок о бок живут люди самых разных национальностей, вероисповедания и культур, поэтому базой для мирного сосуществования становится умение и возможность взаимопонимания, уважения и примирения с теми, кто тебя окружает. Такой позиции на протяжении многих лет придерживается известный общественный деятель и благотворитель Вячеслав Моше Кантор. Сам он возглавляет немало общественных организаций, главный фокус которых направлен именно на развитие, поддержание и продвижение идей толерантности в мире. Сам Вячеслав Кантор выступает не за безграничную толерантность, но за толерантность безопасную, которая позволяет представителям разных наций и культур мирно и конструктивно жить, обмениваться опытом и получать всё самое лучшее от взаимного сотрудничества; однако при этом границы безопасности, личной свободы и прав любого человека не должны подвергаться сомнению и опасности, особенно со стороны тех, кто сеет раздор и ненависть в обществе.
Совет по толерантности
Вячеслав Моше Кантор в 2008 году выступил инициатором создания специального общественного органа, чья работа была бы сконцентрирована на идее толерантности. Уже год будучи президентом Европейского еврейского конгресса (впервые на этот пост Кантор был избран в 2007 году), Вячеслав Кантор предложил создать в Европе полноценный консультационный совет, куда входили бы передовые эксперты и неравнодушные специалисты по вопросам толерантности. По мнению Моше Кантора, в Европе давно назрела необходимость в такой экспертной площадке, поскольку она могла бы стать плацдармом для разработки соответствующих инициатив по продвижении толерантности и одновременно – по борьбе с нарастающей волной ксенофобии, расизма и антисемитизма, порождённой нестабильностью в экономике, падением уровня жизни граждан и миграционными потоками.
Сам Вячеслав Моше Кантор, будучи главой неправительственной организации, занимающейся проблемами современных еврейских общин, из первых рук знаком с проблемами антисемитизма. Антисемитизм как одно из самых явных форм ксенофобии в Европе представляет собой проблему, которую необходимо решить силами гражданского общества, убеждён Кантор. И по его задумке, именно в этом должна состоять главная цель совещательного и консультационного экспертного совета, который он предложил создать.
Эта инициатива Кантора нашла своё воплощение в Европейском совете по толерантности и примирению (ЕСТП), созданном уже осенью 2008 года.
Источник: https://www.rjc.ru/rus/site.aspx?IID=492633&SECTIONID=85646
Как взрастить толерантность
В 2010 году Вячеслав Моше Кантор выступил с речью о своём понимании межнационального взаимоуважения и примирения. Дальнейшее развитие всего международного сообщества без толерантности и взаимоуважения попросту невозможно, убеждён Вячеслав Моше Кантор. Именно понимание других культур, уважение к чужим ценностям и способность принимать что-либо, что на первый взгляд кажется тебе чуждым и посторонним, лежит в основе модернизации и развития, нововведений и, соответственно, изменений к лучшему. Терпимость необходима нам всем, однако она не берётся из ниоткуда, это то чувство и та ценность, которую необходимо взращивать в обществе. По мнению Вячеслава Кантора, толерантность и взаимопонимание – это деревья, которые прорастают из небольших зёрен, и для их прорастания и расцвета необходимо применить много усилий, терпения и воли.
Вячеслав Моше Кантор заявил прямо, что мало лишь декларировать стремление к толерантности во всём мире, в этом направлении необходимы конкретные действия, в том числе на законодательном и культурном уровне. Без поддержки и развития таких понятий, как терпимость, взаимоуважение и соблюдение человеческих прав, развитие общества невозможно. В мире уже наблюдается историческая амнезия, напомнил Вячеслав Моше Кантор, когда люди забывают о катастрофах прошлого, вызванных утратой человечности и уважения к другим людям. В связи с этим Кантор отметил парадокс современного общества: с одной стороны, мы теряем понимание толерантности и того, насколько она важна, а с другой – без неё не можем нормально существовать и развиваться как общество. Ведь без толерантности не будет развития, она была и остаётся одной из важнейших вещей для современного человека и его деятельности во всех проявлениях. Без взаимоуважения не будет инноваций, не будет принятия нового, говорит Кантор и высказывается за изменение текущего положения дел, когда всё большие позиции захватывает нетерпимость.
Негативные стороны общественной жизни, такие как нетерпимость, ксенофобия и другие формы непринятия, не требуют усилий от людей в своём процветании – они растут и плодятся, как сорняки, практически без участия человека и общества, убеждён Кантор. В этом принципиальная разница в подходе к развитию и продвижению идей толерантности: они требуют усилий. Первым шагом в этом направлении сам Моше Кантор считает разработку и принятие соответствующих правовых норм – в частности, базового закона о толерантности, в котором нашли бы отражение не только запреты на различные формы нетерпимости, но и базовые декларации и понимание того, что такое толерантность, на чём она должна строиться. Подобный закон стал бы своеобразным моральным компасом и кодексом для Европы, который стоял бы над текущими сиюминутными политическими и экономическими разногласиями и проблемами, стал бы фундаментом для дальнейшего строительства и роста такого многонационального объединения, как Европейский союз.
Более того, у закона о толерантности была бы и практическая сторона, говорит Кантор. Прежде всего, единое законодательство в этой сфере помогло бы Европе упорядочить свою правоприменительную практику по вопросам нетерпимости, привести её к единому знаменателю и использовать в целях борьбы с любыми формами ненависти, вызывающими раскол общества.
Источник: https://lenta.ru/news/2010/10/25/open/
Разница между лекарством и ядом
В 2011 году в Европе обнаружился настоящий всплеск интереса к вопросам толерантности и взаимоуважения, а также отношений между нациями и культурами. Это произошло после по-настоящему революционного заявления главы правительства Британии Дэвида Кэмерона о том, что, по его оценкам, политика мультикультурализма, на которой долгое время строилась вся общественная и политическая жизнь Европы, доказала свою несостоятельность и потерпела поражение. Это заявление было прежде всего продиктовано ситуацией с ростом миграционных потоков в Европу из менее благополучных стран, в особенности – мусульманских стран, что привело к аккумуляции в Европе большого числа людей, незнакомых с европейскими ценностями и не разделяющих их. Европейские правительства не вмешивалось в их жизнь внутри собственных общин, однако это привело к росту напряжённости в обществе и его расколу, что поставило под удар саму сущность Европы. По мнению Кэмерона, такая политика попустительства должна смениться так называемым «мускульным либерализмом», который будет стоять за уважение, равные права и, прежде всего, соблюдение закона всеми гражданами Европы и проживающими на её территории.
Вячеслав Кантор в своём комментарии не был столь агрессивен и категоричен в своём мнении. Он придерживается позиции, что без толерантности Европа не может существовать, и это факт, однако всё дело в определении границ, за которые толерантность уже не должна распространяться. Вячеслав Кантор сравнил это с применением лекарства, которое помогает вылечить недуг в правильных дозировках и при правильном применении, однако бесконтрольное и неумеренное употребление даже самого полезного лекарства может превратить целительное средств в смертельно опасный яд. То же самое справедливо и для толерантности и общества.
Вячеслав Кантор придерживается твёрдой убеждённости, что отказ от толерантности для Европы невозможен; что возможно и должно быть сделано, так это перейти от толерантности, допускающей всё и безынициативной, к толерантности безопасной. Такая толерантность, подчёркивает Кантор, всегда держит во главе угла человеческие свободы и права, в том числе личную и общественную безопасность. При таком подходе толерантность не только сохранит саму основу существования европейского общества, но и выступит щитом от ненависти и ксенофобии, сохранив демократические свободы и права человека и всех граждан.
Источник: https://www.biznesinfo.ru/company-3224/news-4453.html
Как изучить толерантность?
Что же такое толерантность и как её применять на пользу развития общества? Этим вопросом задаются философы и эксперты. По мнению Кантора, изучение этого вопроса необходимо, а один из залогов существования и развития толерантности – в чётких определениях и понятных критериях того, о чём идёт речь. Ещё в 2012 году Вячеслав Моше Кантор развил эту тему и предложил создать в Европе специальный исследовательский институт, который как раз занимался бы исследованием вопроса толерантности и терпимости. К участию Кантор пригласил представителей не только крупнейших европейских государств, но и всех других ведущих держав современного международного поля. Значимость же проекта Кантор видит в том, что для современной Европы этот вопрос является очень актуальным. После многочисленных терактов и других катастроф на территории европейских стран многие европейцы задаются вопросом ограничения толерантности, как и вопросами того, насколько вообще толерантность применима в современном мире и в каких формах.
Парадокс ситуации в том, отмечает Вячеслав Моше Кантор, что общество требует в одно и то же время взаимоисключающих понятий: толерантности со свободой и безопасности. Естественно, что второе будет ограничивать первое ради достижения стабильности, однако как именно будет работать это ограничение с одновременным сохранением свободы – это и должно определить правовое поле, для чего необходимы чёткие термины и границы.
Источник: https://ria.ru/world/20111025/470862214.html
Говоря о международном тренде и важности толерантности не только для Европы, но и для всего мира, Вячеслав Моше Кантор не мог не подчеркнуть сложность ситуации. С одной стороны, все говорят о толерантности, с другой – мало кто может её определить и сказать, что же толерантность такое. Сам Моше Кантор убеждён, что толерантность – это не философия, не понятие, не намерение и не убеждение, это прежде всего законотворческая и правовая практика, легальный пул, куда входят определённые законы и практика их применения. В вопросе толерантности, это должен быть свод законов, направленных на поддержание и развитие равноправия и безопасности для всех граждан.
Поскольку сам Вячеслав Кантор считает правовую основу важнейшим критерием для дальнейшего существования толерантности и, соответственно, современного общества в его демократическом виде, то и для анонсированного исследовательского института в вопросах толерантности одной из главных задач станет разработка «толерантного закона». Специально для этого в состав экспертов при институте войдут высококлассные специалисты со всего мира, прежде всего юристы и эксперты в правовых вопросах.
Источник: https://www.rupor.co.il/Content/?ID=684
Когда толерантность мешает?
Как не раз подчёркивал Вячеслав Моше Кантор, у толерантности есть и «тёмная сторона», когда полезное лекарство превращается в яд для общества. В частности, в этом свете Кантор говорит о толерантности пассивной и дозволяющей всё: такая толерантность делает нормой то, что нормой не должно становиться. Например, такие негативные общественные явления и настроения, как экстремизм, неонацизм и ксенофобия, нередко звучащие в призывах агрессивно настроенных деятелей и группировок и выдающиеся за проявление свободы слова и мысли, даже демократии, в то время как они подрывают сами основы того, чем прикрываются. Весной 2014 года, выступая на конференции в Санкт-Петербурге, посвящённой вопросам возрождения нацизма и фашизма в Европе, Вячеслав Моше Кантор не мог обойти стороной вопрос резкого роста радикальных настроений в современной Европе; причём всплеск неонацизма пришёлся именно на те страны, которые первой половине XX века особенно пострадали от этого самого нацизма.
Сам Вячеслав Кантор подчеркнул, что, по его мнению, именно слишком допустимая толерантность и мешает европейцам бороться с этим явлением. Однако Кантор непреклонен: в случае с пропагандой ненависти о толерантности не может идти речи, ведь тогда получается, что демократия, призванная охранять свободы и права человека, играет сама против себя.
С подобными явлениями необходимо бороться, убеждён Кантор, и прежде всего это нужно делать в сфере образования и просвещения, не замалчивая самые страшные эпизоды нашей истории, а привлекая с ним внимание подрастающего поколения и позволяя им учиться правильно трактовать такие явления, как нетерпимость и ненависть, также, как и их последствия, уже нашедшие отражение в истории человечества.
Почему важны запреты?
На фоне растущего числа преступлений, завязанных на той или иной форме нетерпимости и ненависти, проблема толерантности и безопасности становится всё актуальнее и в наши дни. В начале 2018 года, когда весь мир вспоминал события Холокоста в ходе Дня памяти жертв Катастрофы, Вячеслав Моше Кантор в одном из своих выступлений привлёк внимание слушателей к проблеме утраты человечеством «прививки» от нетерпимости. Подобной прививкой стали события Второй мировой войны и Холокоста, после ужасов которых человечество на несколько десятилетий прозрело относительно недопустимости ненависти и ксенофобии в обществе. Однако вместе с исторической памятью, становящейся всё более отдалённой и блёклой в наши дни, проходит и действие этого болезненного лекарства.
Вячеслав Кантор признаёт, что современная система образования не доносит в необходимой мере до современных европейцев те настоящие угрозы и последствия, что бывают у нетерпимости в обществе; для этого общество остаётся слишком «вежливым» и не в хорошем смысле этого слова. При этом то же самое общество до сих пор не считает недопустимыми ксенофобские и антисемитские высказывания, будь они произнесены за обеденным столом или с политической трибуны. Такое поведение постепенно нормализует то, что ещё недавно считалось табу и запретом в здоровом обществе. Не зря к реальной власти сегодня всё чаще приходят радикальные партии, подчёркивает Вячеслав Кантор, ведь их идеологии, основанные на нетерпимости, уже не кажутся людям возмутительными.
Бороться с этим должна помочь новая идеология европейского общества, с одной стороны основанная на толерантности, а с другой – учитывающая интересы абсолютно всех граждан, в том числе их стремление к собственной свободе и безопасности, а также уважению со стороны других членов общества. Эта идеология, уверен Моше Кантор, должна стать основой не только для морали общества, но и для законодательства Европы.
Источник: https://rua.gr/news/european-news/24740-den-pamyati-zhertv-kholokosta-pochtili-v-evroparlamente.html
Президент ЕЕК Вячеслав Моше Кантор: почему толерантность важна в современном мире