Вступившее в силу с 1 января 2008 г. законодательство предусматривает государственную аккредитацию организаций по управлению смежными правами исполнителей и изготовителей фонограмм. Такие организации (ОКУПы) являются сборщиками вознаграждения, причитающегося исполнителям и рекорд-компаниям за использование фонограмм путем публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю. Это означает, что любая радиостанция, шашлычная или баня, где звучит музыка, обязаны платить отчисления за смежные права исполнителям и рекорд-компаниям, а все выплаты осуществляются через ОКУП.
Основанием для деятельности ОКУПа по сбору вознаграждения с пользователей фонограммной музыки является договор с правообладателем – исполнителем, рекорд-компанией. Однако закон предусматривает наделение одной из этих организаций (ОКУПов) расширенными полномочиями – правом действовать от имени неопределенного круга лиц — т.е. от имени всех обладателей смежных прав независимо от наличия или отсутствия договора с правообладателями. После аккредитации ОКУПов в сфере смежных прав другим (не аккредитованным) ОКУПам, по сути, не остается ничего.
Государство должно определить организацию, уполномоченную на сбор огромных средств, которые не только способны кардинально изменить финансовое положение российских музыкантов, но и могут существенно поддержать национальную культуру и решить, наконец, вопрос о поиске внебюджетных источников финансирования. Сколько интересных и нужных российской культуре проектов можно реализовать на эти средства!
Час «икс» для ОКУПов по управлению смежными правами исполнителей и изготовителей фонограмм наступит 31 июля 2009 года, когда комиссия Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультуры) назовет имя победителя. Остается только посочувствовать руководству Росохранкультуры — к сожалению, на функции по сбору, распределению и выплате вознаграждения за смежные права претендуют лица, репутация которых мягко говоря, оставляет желать лучшего.
Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ) Ахмеда Тагибова
Некоммерческое партнерство «РОУПИ» было создано в 1990-х годах, вело более-менее нормальную деятельность, пока не попало в поле интересов неоднократно судимого Ахмеда Тагибова. (Два характерных эпизода из криминальной биографии. В 80-х годах Тагипов получает 6 лет за изнасилование и отсидит три года. Уже в конце 90-х после ареста за вымогательство, несмотря на все улики, при содействии брата, на тот момент советника Председателя Госсовета Дагестана, комиссия по помилованию при Президенте освобождает Тагипова в зале суда «в связи с обменом по требованию боевиков на военнопленных Российской армии, принимавших участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе»). В сфере «интеллектуальных прав» Тагипов начал карьеру с приватизации НП «РОСП» (претендент на прихват отчислений за «чистые» аудио-видеоносители). И одного ОКУПа Тагибову показалось мало. Он«покупает» президента РОУПИ Александр Ворошило (Ворошило — бывший солист Большого театра, запечатленный для потомков в роли «любителя музыки» Козьмы в фильме «Ширли-мырли», а в последние десятилетия коммерсант-колбасник). На административной работе Ворошило преуспел: пытался руководить Большим театром а позднее Московским домом музыки, откуда был изгнан за махинации с арендой. Заручившись поддержкой Ворошило Тагибов пошел простым «силовым» путем: в июле 2005 года по сомнительным документам и при содействии «карманных»правоохранительных органов он захватывает РОУПИ.
Все деньги, имевшиеся на тот момент на счетах организации и полагающиеся правообладателям были переведены в «тагибовский» РОСП и на покупку векселей. Гендиректором РОУПИ Тагибов поставил своего знакомого Репалова (впоследствии Репалов очень вовремя умерает у себя дома –как раз накануне допроса в следователями МВД о финансовых махинациях в РОУПИ). «Смотрящими» за Репаловым Тагибов приставляет своих многочисленных родственников: племянников Тагибовых и Тейгибовых, шурина Ниссуева (который после гибели Репалова стал и.о. гендиректора) и других сородичей.
Поскольку никакой работы собственно по коллективному управлению смежными правами не велось, а поступающих по старым договорам денег катастрофически не хватало: на пользователей обрушились звонки неизвестных лиц, с характерным кавказским акцентом «рекомендовавших» по-хорошему расстаться с той или иной денежной суммой. С помощью «прикормленных» силовиков РОУПИ терроризировало регионы: посылались письма-угрозы, и затем люди в форме лично обрабатывали потенциальных плательщиков. Особо показательные рейды снимались на видео и использовались для психологического давления на других пользователей. Нп русском подручные Тагибова могли изъясняться лишь фразами, взятых из шансонных песен.
Собранные таким образом деньги РОУПИ отдавало своему хозяину – Тагибову. Правообладатели, которых все эти годы в РОУПИ было кот наплакал (несколько десятков), с момента захвата организации Тагибовым были напрочь забыты.
С 2008 г. в сфере коллективного управления начался оживляж – было объявлено о предстоящей аккредитации организаций, управляющих авторскими и смежными правами на коллективной основе. Получить «золотую жилу» – мечта Тагибова.
Для ее реализации срочно были наняты на работу лица титульной внешности (при реальном контроле за всем Тагибова). На плательщиков набросились с утроенной энергией — весь 2008 год РОУПИ, как и прежде, заключало с пользователями договоры на сбор вознаграждения от имени неопределенного круга лиц, т.е. т имени всех исполнителей и изготовителей фонограмм, что является прямым нарушением норм Гражданского кодекса РФ (п.3 ст. 1242, п.3 ст.1244): лицензии неаккредитованного ОКУПа на неопределенный репертуар недействительны в силу ничтожности и не порождают правовых последствий.
Но Тагибова не волновали такие «нюансы», как отсутствие у РОУПИ законных оснований для сбора с пользователей «дани» за всех российских и зарубежных исполнителей и изготовителей фонограмм, ни сном, ни духом не ведавших о существовании тагибовского ОКУПа. Те тридцать четыре договора с правообладателями, которые были заключены предыдущим руководством РОУПИ, так и валялись вместе с прочим мусором – (отчетами исполнителям, бухгалтерской документацией и др.), оставшимся после рейдерского захвата РОУПИ. Ту же противозаконную деятельность тагибовский ОКУП продолжает и в 2009 году, завлекая пользователей «неисчерпаемо обширным западным и российским репертуаром».
Также РОУПИ продолжало собирать мзду по договорам, заключенным до 2008 года, — опять же в «пользу» неопределенного круга лиц (несмотря на то, что с 1 января 2008 г. неаккредитованные организации как неуправомоченные лица не вправе собирать вознаграждение по договорам, заключенным до 2008 года). Заманивая пользователей путем обмана и угроз под свою «крышу», РОУПИ заверяло их, что «лицензирует» всю музыку – как российскую, так и иностранную, а не какой-то там каталог (реестр). До сих пор (!!) в договорах РОУПИ нет никаких ссылок на то, что ОКУП действует исключительно в рамках своего реестра фонограмм, переданных в управление правообладателями на основании письменных договоров.
Сам реестр РОУПИ в силу качества менеджмента богат на фонограммы типа «симфония» неизвестного автора в неизвестном исполнении. Из исполнителей –многочисленные талантливые родственники Тагибова, причем многие из них даже не поют, а танцуют местные танцы (19 лезгинок и т.д.) или глотают огонь. Среди лучших роупишных фонограмм –танец Али Бабы и сорока разбойников в исполнении танцовщицы Азали (исполнительские права) и «Чудесный мандарин» (исполнительские права театра классического балета Касаткиной и Василёва). Есть в реестре РОУПИ и такие шедевральные произведения, как «Геморрой, или твоя жопа не со мной», «Вазелин и пять грузин», «Жопа актрисы», «Страна блевоты» и др. (полный список – здесь и здесь; после этих публикаций реестр РОУПИ был основательно почищен). Из фонограммных прав – 3355 наименований липы (липа кавказская -Tilia caucasica Rupr) — плей-листов дагестанской радиостанции ООО «Прибой». В реестр РОУПИ внесен отчет «Прибоя» о переданном в эфир репертуаре. Не только профессионалам типа информационно-музыкального агентства «Интермедиа» понятно, что изготовителя фонограмм ООО «Прибой» не существует в природе. При таком «каталоге» фонограмм это был бы рекорд-лейбл номер один не только на малой Родине Тагибова, но и во всей России.
Незаконный сбор мзды за неопределенный каталог РОУПИ осуществляет в пользу определенного Тагибовым круга лиц. Непосредственно сами правообладатели вознаграждения от РОУПИ не видели годами. Для судов с «конкурентом» РФА тагибовцы лепили «документы» о выплатах, которые производились почему-то не на расчетные счета артистов, а по расходным ордерам. Кто подписался в получении денег? Покойница балерина Наталья Бессмертнова, начальник отдела РОУПИ «по работе с правообладателями» Квициния (кто-то слышал коммерческие фонограммы с его пением?). Не случайно открывшийся на сайте РОУПИ форум просуществовал ровно неделю – народ забросал тагибовцев вопросами типа «где мои деньги?». В ответ шел лепет про какого-то «Дорохина», который вроде бы получил кусок от РОУПИшного хычина. Форум пришлось закрыть.
К объявленной в августе 2008 г. аккредитации РОУПИ предприняло массированную атаку не только на пользователей, но и на правообладателей. Лично Тагибов обзванивал продюсеров и артистов и обещал вагон и маленькую тележку денег – без распределения, а просто как взятку за договор с РОУПИ. Кто «попроще» за подпись получали кулёк с «мандаринами». Что касается отчетов РОУПИ, то таковых правообладатели с 2005 года в глаза не видели.
Конкурентные бои «без правил»
В январе 2008 года от ранений, полученных в результате разбойного нападения, скончался генеральный директор АНО «РФА» Вадим Ботнарюк. До этого на него уже было совершено нападение, которое сопровождалось угрозами по телефону и на форуме сайта РФА. Многие из тех, кому довелось работать в «конкурирующих» ОКУПах, за эти годы почти привыкли как к характерным лексическим оборотам, так и к «конкретным» требованиям «отдать» ОКУПы.
На кону огромные денежные потоки, и борьба между ОКУПами пошла не на жизнь, а на смерть.
«Старый башмак мозоли не натрёт. И в хозяйстве пригодится»
Каким-то удивительным образом Тагибову удалось подтянуть в свое общество известного музыканта Юрия Башмета. Что этих двух людей может связывать – непонятно. По-видимому, альтист и дирижер Ю. Башмет в РОУПИ — «свадебный генерал», не имеющий представления о реальных делах Тагибова.
Хотя еще в 1990-е годы Башмет «поработал» Президентом НП «РОУПИ». Однако ушел из организации в связи с занятостью. Тогда, в прошлом веке, РОУПИ еще пыталось работать по закону и правообладателям показалось, что выдающийся музыкант бесполезен для организации – толку от того, что он блистательно играет на альте и впридачу дирижирует, не было никакого. Но сейчас Тагибову жизненно необходим респектабельный фасад. После так и не состоявшейся в 2008 году аккредитации «тагибовцы» раскололись на две группировки.
Источники, из которых Тагибов черпал средства, оказались не беспредельны. Поборы с пользователей тожене давали необходимого объема средств – ведь теперь РОУПИ приходилось еще и имитировать деятельность по коллективному управлению, т.е. хоть какие-то выплаты, но проводить. Терпение кредиторов заканчивалось – Тагибов обещал «золота арбу» сначала в августе, затем в декабре 2008 года – а аккредитации всё нет как нет. Война двух группировок внутри РОУПИ привела к тому, что были проведены два общих собрания членов РОУПИ, избраны два «директора», появились два сайта. Правда, один сайт РОУПИ сгинул на несколько месяцев, а на другом кроме афиш концертов Башмета никакой информации об ОКУПе (даже адреса) не было. Реестр РОУПИ отсутствовал до конца весны 2009 года, а появился лишь после того, как пошли слухи о скором объявлении Росохранкультурой даты аккредитации. Наличие враждующих РОУПИ-1 и РОУПИ-2 окончательно похоронило бы idée fixe Тагибова о завладении рынком смежных прав. Потому Тагибов спешно привел своих соратников в чувство и произвел обрезание ненужного дублера, для чего выбросил всю сделанную в декабре-марте «документацию» по общим собраниям, перетасовал Совет и переназначил директора — некоего Севостьянова). Остальные персонажи-шестерки остались те же – коней на переправе не меняют. Как говорится, «старый башмак мозоли не натрёт. И в хозяйстве пригодится».
Реанимированное РОУПИ продолжило деятельность от имени «всех» правообладателей, вводя пользователей в заблуждение относительно правоспособности НП представлять интересы российских и зарубежных исполнителей и рекорд-компаний. Абсолютная непрозрачность по-прежнему оставалась и по основным функциям ОКУПа: сколько собрали, что, когда и кому выплатили – эта информация всегда в РОУПИ была закрытой. Требование отчета – проверенное и чрезвычайно эффективного действия средство защиты правообладателя от «рекрутёров» из РОУПИ, вымогающих подпись под договором на управление правами.
Пытаясь отвести внимание общественности от разворованных денег правообладателей, РОУПИ устраивает «акции» — «Благотворительный концерт в Волгограде» и т.п. с привлечением в основном творческих сил из родных аулов кавказского «авторитета». Собственно, этно-концерты никоим образом не поправили и не могут поправить безнадежно испорченный «имидж» РОУПИ, зато порождают вопросы: по какой статье расходов проходили подобные «акции»? Или по какой статье доходов? Возможно, об этих и других проводках знает облюбованный РОУПИ банк, где хозяином опять же родственник Тагибова.
Российский фонографический альянс (РФА)
Общество АНО «РФА» было образовано в начале 1990-х гг. по решению западных рекорд-лейблов для лоббирования их интересов в России и поддержки западной музыкальной индустрии. На ОКУП-конвейер по перекачке российских денег на Запад закордонные «мейджоры» не скупились. Иностранные советники и инструкторы дали установку ОКУПу утоптать российские рекорд-компании и российскую культуру в целом.
Поставленная западными рекорд-лейблами задача выполнялась и выполняется, хотя собственно коллективное управление РФА не осуществляет вовсе: лоббируются интересы местных «вассалов» западных «лейблов», устраиваются щедро проплаченные пресс-конференции, годами идет переругивание с тагибовским РОУПИ.
В отличие от «трудоголика» Тагибова, который каждый рубль чуть ли не с асфальтоукладчиком вытрясает из шашлычных и чебуречных, другой «ветеран» коллективного управления смежными правами – РФА — получает всё в тазике «Wedgwood» (made in London) с голубой каёмочкой: кредит на 150 тыс. долларов от западных хозяев – «мейджоров», зарплаты, сравнимые с окладами топ-менеджеров – нефтяников в докризисные времена.
За последние несколько лет пользователей-плательщиков у РФА не прибавилось нисколько. То есть работы никакой. Зато привычки появились — прожирать всё, что собирают. И даже более того, поскольку лейблам уже приходится дополнительно скидываться на прокорм самого РФА. А на прокорм нужно немало: только зарплаты немногочисленного, но гордого персонала этого ОКУПа ежемесячно переваливают за 1, 5 миллиона рублей. Все попытки лейблов хоть как-то проконтролировать расходную часть управленческого аппарата РФА упираются в правление во главе с владельцем средненького по российским меркам лейбла «Монолит», которое вцепилось в кормушку мертвой хваткой.
В РФА издавна заведено: из собранных сумм сначала покрываются (если покрываются) расходы административного аппарата, а если что остается – «распределяется» по «своим» — среди псевдо-мейджоров (российских СОНИ, Юниверсала и т.п.). Потому вовсе не случайно российские компании – изготовители фонограмм даже не стоят в очередь в РФА – все деньги «пилятся» среди сателлитов западных компаний.
И выходит так, что ротируемый и не считающий себя «нафталином» правообладатель получает в РФА несколько тысяч рублей за год, а в большинстве своем вообще ничего не получает, тогда как зарплаты управленцев в РФА – 300 000 рублей в месяц, не считая премий и иного стимулирования. А очень многие правообладатели вообще не получают ничего – «мейджоры» сами решают, кто у них будет получать ИХ деньги.
Вообще-то за 15 лет «деятельности» РФА его управленцы могли бы открыть закон и прочитать, что получателями вознаграждения являются исполнители и изготовители фонограмм, а не те рекорд-компании, которые на тот или иной период времени получили от мейджоров лицензию на тиражирование фонограмм в «кириллике».
Ведь любому понятно: ежели ты купил козу, то данный факт не дает тебе права разъезжать на чужом танке. Но РФА не интересно действовать по закону: тогда получится, что ни одна из российских компаний, представляющих западные лейблы, не имеет права на получение вознаграждения по ст.1326 ГК. Обидно? Не то слово. Наши квази-мейджоры и за копейку загрызут любого, а тут такие поистине неограниченные возможности для пополнения долларового сундучка… Поэтому в реестре РФА право на получение вознаграждения и за исполнителей, и за изготовителей фонограмм принадлежит как бы российским Соням, Юниверсалам и прочим субъектам, не имеющим НИКАКОГО отношения ни к изготовлению иностранных фонограмм, ни, разумеется, к исполнителям. Разумные люди уже давно обратили внимание на фантастический по наглости реестр РФА, в котором фонограммы и исполнения Герберта фонт Караяна, Игоря Стравинского, Эдит Пиаф, Дюка Эллингтона, Луи Армстронга, Мадонны, Мерлин Монро, Чарли Чаплина (записи 1910-1930- х годов!) и даже Энрико Карузо, умершего в 1921 году. Какое отношение имеет российское ООО или ЗАО к изготовлению фонограмм Кристины Агилеры? А к ее праву как исполнителя на получение вознаграждения? – В лицензионных договорах наших «мейджоров» — лишь право на тиражирование фонограмм на носителях, в лучшем случае – еще и право на контент, но ни слова, ни полуслова о праве на вознаграждение за публичное исполнение, сообщение в эфир и по кабелю фонограмм. А значит, «мейджоры» незаконно получают в РФА чужие денежные средства, а РФА незаконно собирает их с пользователей, по большей части расходуя их на себя.
Оплачиваемые западными лейблами ребята, похоже, думают, что в России одни идиоты. И «впаривают фуфло» на несколько сотен тысяч наименований.
Даже организационно-правовая форма («Некоммерческое партнерство по управлению имущественными смежными правами «Российский Фонографический Альянс») не соответствует сфере деятельности, предусмотренной п/п 4-6 п.1 ст.1244, ст.1245, 1326 Гражданского кодекса РФ и п.2.1.2 Устава РФА.
Как и в случае с тагибовским НП «РОУПИ», НП «РФА» в силу ст.8 Закона о некоммерческих организациях было создано не для деятельности по управлению правами, а для оказания «содействия» своим (и только своим) членам в ИХ деятельности. И даже не по реализации прав, а иной – направленной на «достижение общественных благ».
Цель заключения договоров НП «РФА» с правообладателями («содействие осуществлению исключительных смежных прав») противоречит п/п 4-6 п.1 ст.1244, ст.ст. 1245, 1326 ГК РФ.
Трудно представить, что правление РФА заблуждается относительно правовых последствий незаконной для НП деятельности по управлению правами, причем в отношении ненадлежащих субъектов права, так и не получивших от иностранных хозяев фонограмм прав, в отношении которых ОКУП вправе осуществлять коллективное управление.
И вот что еще интересно. До 24 июня 2008 г. РФА (тогда «Российская фонографическая ассоциация») была зарегистрирована в форме АНО – автономного некоммерческого образования, т.е. являлась не основанной на членстве организацией, имеющей право заниматься предпринимательской деятельностью, что прямо противоречило императивным нормам как Закона РФ об авторском праве и смежных правах 1993 г., действовавшего до 1 января 2008 г., так и 4-й части ГК.
Учредители АНО «РФА» (ООО «Сони Мьюзик Энтертеймент (РУС)», ООО «БМГ Россия», ООО «Хантер Мьюзик», ЗАО «Юниверсал Мьюзик» и др.) – это не представительства и филиалы правообладателей – изготовителей фонограмм зарубежных стран, а ИНЫЕ самостоятельные юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации. Эти учредители не НЕПОСРЕДСТВЕННО создали организацию по коллективному управлению, а лишь вложили в нее имущественные взносы.
Действовавший с 1993 г. по 31 декабря 2007 г. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» содержал прямой запрет на коммерческую деятельность ОКУПов.
Таким образом, с момента создания в 1994 г. в ненадлежащей, недопустимой для организации по коллективному управлению организационно-правовой форме, и до момента реорганизации в июне 2008 г. АНО «РФА» действовала незаконно. Соответственно все сделки АНО «РФА» на предмет «коллективного управления», осуществленные в период по 23 июня 2008 г. включительно, являются недействительными в форме ничтожности, не порождающими правовых последствий (ст.168 ГК РФ).
Ввиду того, что в таких сделках участвовала ненадлежащая сторона (АНО «РФА»), являются недействительными с момента их заключения договоры АНО «РФА» с правообладателями, договоры РФА с пользователями, а также все иные договоры, связанные с осуществлением АНО «РФА» «коллективного управления» — соглашения о взаимном представительстве (в том числе с иностранными авторско-правовыми обществами), договоры поручения, агентские договоры и т.д.
Полученные АНО «РФА» по таким договорам денежные средства представляют собой неосновательное обогащение. Плательщики по этим договорам являются незаконными пользователями коммерческих фонограмм, поскольку не выполняли требований закона о выплатах исполнителям и изготовителям фонограмм, которые могли производиться исключительно через основанную на членстве организацию по коллективному управлению.
В результате реорганизации путем слияния АНО «РФА» с «Некоммерческим партнерством производителей фонограмм» образованное 24 июня 2008 г. НП «РФА» приобрело права и обязанности как «НППФ», так и АНО «РФА». Поскольку за годы противозаконной деятельности АНО «РФА» по недействительным (ничтожным) договорам приобрело 0 (ноль) прав, то и «правопреемнику» досталось столько же.
Незаконной следует признать деятельность НП «РФА», осуществляемую в настоящее время по договорам, заключенным АНО «РФА», в том числе получение денег по таким сделкам, являющимися ничтожными.
Куда смотрит Росохранкультура?! Что касается НП «РФА», то оно было образовано также в противоречии с законом.
Как установлено п.1 ст.1242 ГК РФ, организации по коллективному управлению могут создавать «авторы, исполнители, изготовители фонограмм и иные обладатели авторских и смежных прав». НП «РФА» было образовано путем слияния АНО «РФА» с «Некоммерческим партнерством производителей фонограмм». Налицо несоответствие НП «РФА» требованиям, установленным п.1 ст.1242 ГК РФ, поскольку НП создано не правообладателями, а иными лицами (в том числе нелегитимной Автономной некоммерческой организацией «РФА»). Правовые последствия – недействительность (ничтожность) всех сделок НП «РФА» на предмет осуществления коллективного управления.
2008 год оказался провальным для РФА. Вроде бы на руках все «козыри»: куча «договоров», липовый, но на несведущих людей все же производящий впечатление «реестр» из нескольких сотен тысяч фонограмм (истинные владельцы которых, разумеется, ни сном ни духом…), ближайший «конкурент» — тагибовское РОУПИ…
Ради аккредитации РФА с лета 2008 г. даже начал предлагать правообладателям вознаграждение, собранное аж в 2004-2007 гг. На каких складах тлели все эти годы собранные РФА денежные кули, история умалчивает. Но предложить – не значит дать. Сделав кое-как, тяп-ляп для «мейджоров» «отчеты» по сбору вознаграждения, РФА оказался не в состоянии произвести выплаты.
Основная причина – «сложности» с поиском правообладателей и доведением до них информации о собранных деньгах. К примеру, такое малоизвестное и маааленькое предприятие, как главный рекорд-лейбл СССР и России Федеральное государственное унитарное предприятие «Фирма «Мелодия», чей каталог под сотню тысяч фонограмм, до сих пор РФА не запеленговано, и вознаграждение «Мелодии» не выплачено. «Обслуге иностранного капитала» неведомо, что даже в подземных переходах столицы России валяются справочные издания типа «Адресно-телефонная книга Москвы» или «Желтые страницы»… А уж заглянуть в запылившиеся за ненадобностью старые договоры с рекорд-лейблами и найти в них реквизиты правообладателя… — Такая схема действий с западными инструкторами не согласовывалась.
Стараясь к аккредитации обскакать своего ближайшего «конкурента» НП «РОУПИ», РФА совершил геройский подвиг – собрал в 2008 году под 42 миллиона рублей, т.е. один миллион евро (как эти деньги появились на счетах РФА — отдельная песня западных авторов).
Резонно было бы выплатить эту рекордную сумму тем, для кого она была собрана. Ан нет – всю до копеечки ее РФА же и истратил — на себя, любимого. Прожрал. Ну, может потратил частично на лоббирование. А что делать, коль не только специалисты, но даже студенты юридических вузов, анализируя правоспособность НП, приходят к однозначному выводу об отсутствии у НП права на деятельность в сфере коллективного управления в принципе. Не говоря уже о «правопреемстве» от незаконного АНО.
В итоге РФА не смог заплатить лейблам за 2008 год (версия на отчетном собрании: огромные расходы в связи с аккредитацией) – и это при том, что организация, собственно, существует 15 лет, и период становления ОКУПа закончился еще в прошлом веке.
Никчемным оказался ОКУП, созданный для удовлетворения интересов западных «мейджоров» в ущерб российским правообладателям и обслуживаемый «вассалами» западных «мейджоров». Навару от РФА практически нет, одна головная боль – то ему кредит, то лоббирование, то пиар-акции, то опять матпомощ
Но интересы западных инструкторов РФА в том, чтобы деньги от российского ОКУПа получали не российские правообладатели, а саттелиты западных компаний: если в России отчисления будут идти не российским изготовителям фонограмм и исполнителям, а представителям иностранного капитала, то лишенная поддержки российская музыка сдаст рынок Западу.
А правда такова, что россияне по-прежнему и в столице, и особенно в регионах нашей страны слушают преимущественно отечественную музыку. Западных «мейджоров» такое положение не устраивает — не для того они «породили» РФА и вкачивали в него доллары.
В отсутствие всякого присутствия законной деятельности все последние месяцы РФАшники ошиваются вокруг да около Росохранкультуры. Намерения их совершенно понятны – уж очень денег хочется.
Провалив «борьбу» с Интернет-пиратством, в которую, по слухам, было вложено порядка миллиона спонсорских долларов, РФА никак не хочет потерять последний шанс на существование.
Последним «фишкой» РФА стала масштабная рекламная компания, по которой Председатель Правления РФА Юрий Слюсарь и его друг Макс Фадеев уже решили вопрос получения аккредитации по фонограммным правам, и не абы как, а через супругу действующего Президента РФ – Светлану Владимировну Медведеву. Якобы с С.В.Медведевой есть договоренность о создании фонда при РФА, который она возглавит, и пролоббирует интересы РФА при аккредитации.
Максим Липатов
РОУПИ и РФА рвут на части российских исполнителей