Специалисты уверены, что картина «Спаситель мира», проданная на аукционе российским олигархом Дмитрием Рыболовлевым за баснословные 450,3 миллиона долларов как произведение Леонардо да Винчи, на самом деле таковым не является. Об этом говорит множество нестыковок, и, как подозревают эксперты, речь может идти о масштабной мировой афере.
Картина «Спаситель мира» впервые появилась в медиаполе в 2011 году на выставке, посвященной творчеству Леонардо да Винчи в период его бытности придворным живописцем в Милане, в Лондонской национальной галерее. Картина написана маслом на доске из грецкого ореха. На ней изображен Иисус Христос с хрустальной сферой в руке, символизирующей планету. Как показала экспертиза, доска датируется примерно 1500 годом, такого же возраста и оригинальная живопись.
После выставки в Лондоне произведение вновь надолго исчезло из публичного пространства – его даже не демонстрировали в музеях. Однако одного появления в свете оказалось достаточно для того, чтобы найти покупателя: картину, которой приписывали авторство гения эпохи Возрождения, купил российский олигарх Дмитрий Рыболовлев, заплативший за нее 127,5 миллиона долларов. А в 2017 году он решил продать ее на аукционе Christie’s. Бизнесмен намеревался получить за лот хотя бы 100 миллионов долларов, но «Спаситель» ушел за беспрецедентные 450,3 миллиона долларов с учетом комиссии знаменитого аукционного дома. Произведение, по данным мировых СМИ, перешло к наследному принцу Саудовской Аравии Мухаммеду бин Салману. А дальше начались странные вещи.
Автор неизвестен
В 2019 году принц захотел выставить картину в Лувре, но этого не произошло, так как музей и владелец произведения не смогли прийти к договоренности. Наследник саудовского трона настаивал на том, чтобы «Спаситель» был подписан именно как работа Леонардо да Винчи, а в Лувре, в свою очередь, не соглашались на столь однозначную формулировку. Кончилось все тем, что парижские ценители искусства так и не смогли увидеть «Спасителя» воочию. Затем сообщалось о планах передать произведение на постоянное экспонирование в Лувр Абу-Даби, но и здесь что-то пошло не так.
Картину начали особенно активно обсуждать после выхода двух документальных лент: The Lost Leonardo («Потерянный Леонардо») и The Savior for Sale («Спаситель на продажу»). Их авторы приходят к схожим выводам, сомневаясь в том, что Леонардо имеет какое-либо отношение к этой работе – скорее, по их мнению, эта история связана с пиаром, бизнесом и даже политикой.
Экспертное сообщество настроено весьма скептически. В каталогах крупных выставок «Спаситель мира» не фигурирует, а специалисты оценивают произведение в лучшем случае как «приписываемое» да Винчи. Есть мнение, что он действительно написал такую картину, только вот широкую известность получил не оригинал, а копия, выполненная кем-то из учеников гения. К тому же, не самое близкая к оригиналу, в отличие, например, от версии из коллекции маркиза де Гане.
Вызывает вопросы и провенанс картины. Утверждается, что она якобы принадлежала королю Англии Карлу I, однако никаких доказательств этому нет. В коллекции монарха, окончившего жизнь на плахе, действительно имелось произведение с таким названием, только вот вещи, побывавшие в королевском собрании, помечались специальным штампом CR (Carolus Rex) с короной. На «Спасителе», ушедшем с молотка к саудовскому принцу, такого штампа не было. Зато он есть на другом «Спасителе», работы Джампетрино, ученика да Винчи и его последователя, хранящемся в Москве в ГМИИ имени Пушкина. Не могло же в коллекции Карла I быть двух «Спасителей»?
Вторая картина
Оказывается, в теории могло. Известно о еще одной картине с возможным участием да Винчи, и не исключено, что речь идет именно о «Спасителе мира». Эта история стала спасательным кругом для англичан, не желающих дискредитировать Лондонскую национальную галерею и именитых экспертов. По прошествии аукциона на сайте Royal Collection Trust появилась следующая фраза: («Спаситель мира», проданный как Леонардо на аукционе послевоенного и современного искусства Christie’s 15 ноября 2017 года, лот 9B, может быть также идентифицирован с одной из этих записей). Осторожная формулировка указывает на серьезные сомнения.
Первого «Спасителя» продали из королевской коллекции за 30 фунтов стерлингов, вторую картину – за 80, то есть, вдвое дороже. С высокой долей вероятности, за меньшую цену продали работу Джампетрино, а за более ценный экземпляр запросили больше. Значит, скорее всего, речь идет о реальной работе Леонардо, ставшей прообразом всех прочих «Спасителей».
Возвращаясь к картине, проданной саудовскому наследному принцу в 2017 году, стоит отметить, что ее история владения полна неясностей: все пункты обозначены пометкой «возможно», то есть, никаких подтверждений этому нет, и лишь информация про Карла I преподносится как нечто неоспоримое – будто бы именно ее продали в 1651 году за 30 фунтов стерлингов. Хотя, безусловно, здесь есть в чем сомневаться.
Музеям не интересно
Как сообщает газета «Известия» со ссылкой на экспертов, картина «Спаситель», проданная с торгов, не имеет никакого отношения к работе Джампетрино – та, как уже упоминалось, хранится в Москве, и ее подлинность подтверждается штампом. По словам главного научного сотрудника ГМИИ имени Пушкина Виктории Марковой, если бы она сообщила об этом в Christie’s, аукцион, скорее всего, был бы отменен, поскольку крупному аукционному дому не нужны торги, способные навредить его репутации.
Как оказалось, ГМИИ имени Пушкина еще в 2010 году предлагали купить «Леонардо», однако после изучения документов на картину Маркова пришла к выводу, что это не его произведение, и музею такой экспонат не нужен. Она не исключила, что картину писали в мастерской да Винчи, но приписывать авторство самому мастеру – не более чем спекуляция на его имени.
«Спасителя мира» предлагали и Эрмитажу, и там с большей степенью уверенности отнесли произведение к мастерской Леонардо, однако тоже не признали в ней работу легендарного живописца. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский поделился с изданием отрывком из своей книги о музее, где говорится о ситуации с картиной. Из фрагмента следует, что предложение купить «Спасителя мира» поступило в сентябре 2010 года от лондонского дилера Майкла Франсеса. Однако эксперты Эрмитажа решили, что картина музею не нужна.
Предложения поступали не только «Эрмитажу» и ГМИИ – «Спасителя» пытались продать и в других странах, но покупателей на картину не нашлось. Будь это настоящий Леонардо, ситуация, конечно, сложилась бы совершенно иначе.
В ГМИИ посчитали, что вся история с картиной – «огромная мировая афера», и это мнение разделяют многие специалисты. Неудивительно, что произведение снова «ушло в тень», ведь сейчас не время привлекать к нему внимание. Когда и где «Спаситель» всплывет снова, остается только догадываться.
«Спасителя мира» отказываются считать работой да Винчи: от картины уже открестились Лувр, Эрмитаж и другие музеи