В национальных республиках переписывают историю России

5166
0
51660
Источник: Версия

Испокон веков памятники символизировали единство граждан вокруг какой-то идеи. Похоже, что в современной России процесс пошёл в обратную сторону. Теперь монументы и памятные даты подстраивают под взгляды многочисленных толкователей истории – преимущественно из национальных республик.

Ногайцы против Суворова

В середине июня в честь Дня России в столице Карачаево-Черкесии развесили баннеры. Среди них оказался и портрет великого русского полководца Александра Суворова с лаконичной надписью «Страна победителей». Этот факт возмутил муниципального депутата Ногайского района Адлера Туркменова. 20 июня по телеграм-каналам разошлось записанное на фоне баннера видео. В ролике Туркменов заявляет: «Я обращаюсь к тем людям, которые додумались [повесить портрет] в Черкесске, где ногайский народ является субъекто­образующим. Это примерно то же самое, как если бы поставили памятник Сталину, который депортировал карачаевский народ, или памятник в Чечне Ермолову, который является палачом чеченского народа. Суворов – человек, который почти уничтожил ногайский народ».

Пользователи Сети возмутились однобокой трактовкой истории, которую допускает ногайский депутат. В частности, вспомнив, как ногайцы совершали набеги на южные регионы России, угоняя людей в рабство. А также уточнили, что Суворов возглавлял не карательный поход по мирным сёлам, а сражался с опасным врагом на поле боя. Оппоненты Туркменова также приводят сведения о том, что в населении Карачаево-Черкесии ногайцы составляют около 3%, в то время как русские – около 30%. Вопросы возникли и к руководству недавно реформированной партии «Справедливая Россия – Патриоты – За правду», в рядах которой числится Адлер Туркменов. Но внятного ответа на республиканском уровне не прозвучало. Председатель регио­нального отделения партии Ренат Акбаев поспешил уточнить, что Туркменов ни с кем в партии не советовался по поводу своих публикаций, а сам Акбаев даже ничего не знает о том, какое отношение имеет Суворов к ногайцам (и это при том, что он занимает пост председателя комитета по нацио­нальной политике парламента КЧР). В конце концов инцидент был исчерпан тем, что Адлер Туркменов удалил скандальный пост в Instagram, назвав себя интернационалистом.

Казанские шахиды

25 мая в Казани отметили день памяти павших при защите города от русских войск. Речь идёт о событиях 1552 года. День памяти защитников Казани (Хэтер коне) местные националисты уже давно сделали едва ли не центральным событием года. Однако официальные власти республики всё же пытались как-то закамуфлировать эту тему: слишком уж вызывающе могли выглядеть массовые акции в глазах федерального центра. В 2019 году на митинг пришли около 200 человек. За выступление на нём три активиста получили административные наказания, также были возбуждены уголовные дела о возбуждении ненависти. В прошлом году прокуратуре удалось пресечь сход

15 октября, но теперь какие-то силы пытаются возродить Хэтер коне. В мае Духовное управление мусульман Татарстана официально объявило, что день памяти погибших теперь будет отмечаться в 13-й день мусульманского месяца шавваль. Получается, что молодых прихожан мечетей будут воспитывать по уже сложившемуся канону: защитники Казани от московского царя будут гордо именоваться шахидами.

Между тем историки отмечают, что мусульмане-татары в 1552 году воевали по обе стороны от казанских стен. Просто засевший в Казани хан Сафа-Гирей был убеждённым вассалом крымского хана, а его противник Шиголей сделал ставку на сотрудничество с Москвой. И после победы над войсками Сафа-Гирея Казанью стали управлять, конечно же, не московские дворяне, а татарская знать. В связи с этим некоторые пользователи соцсетей предлагают: если уж решено чтить память жертв 1552 года в религиозном ключе, то логично упоминать всех погибших мусульман – и протурецких, и промосковских. Однако националистов больше интересует не историческая правда, а собственные цели.

Ермака подвинули

Источником раздора в сибирских городах стали памятники Ермаку. Причина – в различном восприятии событий 1580-х годов. Согласно официальной истории казачья дружина под командованием Ермака прибыла на Урал по приглашению купцов и промышленников Строгановых, чтобы защищать их бизнес от грабительских вылазок сибирского хана Кучума. Кучум был известен тем, что захватил власть, убив хана Едигера, который платил дань Москве. В итоге дружина Ермака вместе с людьми Строгановых захватила столицу Кучума Кашлык, которая находится в 17 километрах от современного Тобольска. Два года казаки удерживали здесь российский флаг, но в 1585 году в результате ночного нападения на казачий лагерь погиб сам Ермак, после чего его сподвижники были вынуждены отступить за Урал.

Принято считать, что именно Ермак сыграл ключевую роль в присоединении Сибири к России. В 2016 году местные власти решили установить в Омске бюст Ермаку, однако против этого поднялись местные татарские активисты. Впрочем, памятник всё же был установлен, хотя и с некоторой тактической хитростью – за три дня до объявленной даты. С тех пор татарские националисты лелеют идею установить в Омске памятник Кучуму. Этого им пока не удалось, зато получилось отыграться на Ермаке в Тобольске. В начале 2021 года был объявлен конкурс на имя для местного аэропорта. Общественная палата Тобольска сформировала список из 16 достойных фигур, в число которых вошёл и Ермак. Однако для голосования гражданам представили уже пять кандидатов, среди которых Ермака по какой-то причине уже не было. Этот факт возмутил многих. Памятуя об истории с бюстом Ермака в Омске, казаки считают это уступкой татарским националистам.

Проблема действительно есть, и она не надуманна. Слишком большая у нас страна, слишком много живёт в ней народов, а потому вполне объяснимо, что какую-то из страниц истории, которую одни считают славной, другие воспринимают как трагедию. За примерами далеко ходить не надо. Скажем, в Чечне 23 февраля – это не праздник Вооружённых сил, а день памяти предков, высланных Сталиным в Казахстан. Потому вместо торжеств повсеместно проходят траурные мероприятия. Правда, в сферу политики событие не переходит – за этим Рамзан Кадыров следит зорко.

А в Дагестане каждую осень празднуют день рождения имама Шамиля, с которым в своё время воевала русская армия. И тоже обходится без политических и националистических выпадов. Выходит, проблема не в истории, а в современности? Судя по всему, так и есть. Ведь нынешние националисты поднимают в качестве знамени старые распри не просто так. А особенно показательна здесь роль глав регионов, которые допускают подобное. Когда нужно что-то выпросить из центра, они находят одни слова, когда следует показать свою лихость перед соплеменниками – совсем другие. Беда только в том, что ради сиюминутной популярности в одном небольшом районе один такой оратор способен спровоцировать настоящий межнациональный конфликт.

19.07.2021

Материалы по теме

В национальных республиках переписывают историю России