Зачем дизайнеру Артемию Лебедеву рублевые госконтракты, и как его «попросили» из Санкт-Петербурга

1240
0
12400

Комитету по развитию туризма Санкт-Петербурга все-таки пришлось расторгнуть контракт со студией «дизайнера всея Руси» Артемия Лебедева, который четыре года назад создал для города туристические логотипы всего за 1 рубль. Как показывает практика, такая «благотворительность» от Лебедева может в итоге так или иначе монетизироваться в его пользу. Но удивительно здесь другое – почему чиновники разных городов и ведомств уже много лет заказывают логотипы именно у Студии Лебедева, несмотря на многочисленные скандалы, связанные с ее продуктами?

Всеобщая выгода

Все началось в 2014 году, когда комитет по развитию туризма администрации Санкт-Петербурга заключил контракт с ООО «Студия Артемия Лебедева» на разработку уникальных туристических логотипов для северной столицы. Они должны были использоваться для оформления туристической продукции города. При этом известный дизайнер Артемий Лебедев запросил за свою работу символический 1 рубль. А еще договор с дизайнерской студией был подписан без открытых торгов, на что комитет, по идее, имел право, так как сумма контракта оказалась меньше 100 тыс. рублей. Значительно меньше.

Однако нашелся недовольный подобной ситуацией. Генеральный директор ООО «Маркетинговая компания «Григорьев Борис и партнеры»» Борис Григорьев подал иск о незаконности контракта комитета и студии Лебедева. По его мнению, был нарушен принцип конкуренции. Более того, Григорьев усмотрел «некоторую договоренность» между чиновниками и дизайнером. Предположительно, она могла быть такая: Артемий Лебедев предоставляет сложную и трудоемкую работу бесплатно, а чиновники не проводят тендер. Профит очевиден: Лебедев получает отличную строчку в резюме своей фирмы, так как сделать дизайн для всемирно известного города необычайно почетно и окупится в будущем, а чиновники — существенную экономию бюджетных средств, поскольку, по оценкам специалистов, стоимость разработки подобных логотипов «на рынке» могла достигать до 20 миллионов рублей.

Взаимные претензии

В декабре 2016 года в ситуацию вмешалось Управление ФАС по Санкт-Петербургу, которое возбудило дело в отношении комитета по туризму. Ознакомившись с соответствующими документами, регулятор посчитал, что договор был заключен без проведения торгов, что является нарушением ч. 1 ст. 15 «Закона о защите конкуренции» (запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия органов власти).

«Учитывая закрытый характер взаимоотношений комитета и студии по вопросу разработки логотипа, иные хозяйствующие субъекты, работающие на этом рынке, были лишены аналогичной возможности», — сообщила пресс-служба ведомства.

Если верить газете Санкт-Петербургские ведомости: в связи с претензиями УФАС комитет по туризму обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными решения и предписания антимонопольного ведомства. Однако 31 июля 2017 года решением арбитражного суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований комитета было отказано.

Далее издание сообщает, что не согласившись с решением, комитет обратился с апелляционной жалобой в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, в котором чаша весов качнулась в сторону городской администрации. В резолютивной части своего постановлении от 17 ноября 2017 года апелляционная инстанция указала следующее: «Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31 июля 2017 года по делу № А56-24586/2017 отменить. Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14.03.2017 по делу № 1-00-71/78-03-16 и выданное на основании данного решения предписание».

В мотивировочной части решения суда указывалось: комитет мог заказать логотип без конкурса, так как стоимость товара составила менее ста тысяч рублей.

Победа пока за ФАС

В свою очередь УФАС подало апелляцию на это решение. И вот 16 апреля 2018 года Арбитражный суд Северо-Западного округа признал правоту уже антимонопольной службы, обязывающей Смольный перестать использовать логотипы Петербурга от ООО «Студия Арт. Лебедева. Кассационная инстанция отметила, примерно то, что цена при выборе поставщика на разработку логотипа для города федерального значения не может являться решающим фактором, и комитет не должен был пренебрегать  открытыми и  прозрачными механизмами  выбора такого поставщика.

«Для нас это принципиальный момент, — говорит глава УФАС по Санкт-Петербургу Вадим Владимиров в интервью упомянутой выше газете – Не важна сумма контракта, главное, конкурс должен проводиться в обязательном порядке».

Казалось бы, формально юридическая правда на стороне комитета по туризму – раз тендер менее ста тысяч, то и торги не нужны. Однако юристы усматривают и другой момент. К примеру, продал один человек другому отличный дом за смешную цену. Вроде как хозяин – барин, но это только с одной стороны. С другой, государство — не барин, и должно стремиться вести себя максимально публично и открыто. Даже в те моменты когда закон разрешает обходиться без тендера, пренебрегать им не стоит. Проект большой — и цена последующего освещения продукта может быть выгодна дизайнерской студии значимо больше, чем один рубль. Однако вряд ли Борис Григорьев захотел заплатить городу, чтобы выбрали его логотип. И уж тем более сложно заподозрить Лебедева в желании косвенно пропиариться — всё же не мелкое начинающее бюро. Так что в этой ситуации порыв души оказался не понят, и привел к совершенно непонятному результату. Возможно, именно такой логикой руководствовался Арбитражный суд, вынося решение в пользу антимонопольщиков.

«Петербург – дом русской души, революции, интеллигенции»

Что касается Артемия Лебедева, то он принципиально не общается со СМИ, в чем убедился и корреспондент «Нашей версии». Однако он активно комментирует события на своих страничках в соцсетях: «Благодаря удачным и мощным графическим приемам стиль работает и узнается в любом сочетании. Проделана огромная работа. И теперь гордиться новым стилем может и студия Лебедева, и Санкт-Петербург».

В итоге Лебедевым было разработано 20 логотипов для разных сфер жизни Санкт-Петербурга и три вида плакатов: The home of Russian intelligentsia, The home of Russian revolutsia и The home of Russian dusha (надписи на плакатах сделаны специальным шрифтом).

Петербургская общественность и профессиональные дизайнеры встретили новые городские логотипы, скажем мягко, настороженно. Кому-то не понравился шрифт, кому-то не характерные для города символы. Но здесь, в принципе, дело вкуса.

Артемий Лебедев не уставал расхваливать свой продукт: «Реклама Петербурга с этими логотипами уже висит во многих аэропортах мира, а также во всех аэроэкспрессах на московские аэровокзалы. На рекламных постерах Петербург именуется «домом русской души», «революции», «интеллигенции». В настоящее время рекламная кампания туристических возможностей Санкт-Петербурга с использованием новых логотипов проводится в крупнейших аэропортах мира. В Лондоне реклама с новым петербургским логотипом нанесена на борта такси, в Москве - на спинки кресел в аэроэкспрессах».

Намекали на лоббизм

Важный момент. Судя по всему, студия Артемия Лебедева получила престижный заказ от комитета по туризму, когда его возглавляла Инна Шалыто. Она была одним из самых молодых членов петербургского правительства (1983 г.р.), а также не являлась до назначения профессиональным чиновником. Наоборот, вращалась в богемных дизайнерских кругах, занималась мультимедийными сервисами. Тогда в Санкт-Петербурге у многих возникло подозрение, что Шалыто и Лебедев, что называется, нашли друг друга. В кулуарах даже употребляли такое слово как «лоббизм» в отношении этой ситуации. Но в 2016 году Инну Шалыто «попросили» комитетской должности, новым главой комитета по туризму стал Андрей Мушкарев. Именно на его долю пришлись суды с УФАС, но тот до последнего утверждал, что городу нужны лебедевские логотипы. До последнего, потому что 28 мая текущего года без объяснения причин чиновник был уволен. Хотя многие, конечно, связали скандальную отставку с пресловутыми туристическими логотипами. Сразу после этого события пресс-служба комитета по туризму объявила, что договор со студией Лебедева разорван. Однако похоже, что на время чемпионата мира по футболу логотипы, используемые в городском пространстве, так и остались на своем месте. Более того, была подана жалоба в Верховный суд РФ. Получается, комитет и УФАС идут уже на четвертый суд из-за Артемия Лебедева и 1 рубля. Удивительная принципиальность сторон в не самом глобальном вроде бы вопросе. Ожидается, что самый-самый последний суд состоится до конца этого года.

Скандал с логотипом московского метро и другие

Артемий Лебедев и его компания попадают в различные скандальные ситуации на регулярной основе. Например, в 2007 году студия Лебедева разорвала контракт с Nokia в России, графически изобразив расставание матерным словом.

Спустя десять лет появился логотип гомельской бургерной «ДжонФедор». Лого было продано за 100 тысяч рублей по специальной программе «экспресс-дизайн», суть которой состоит в том, что заказчик не имеет права вносить правки и коррективы в создание логотипа. Руководителям белорусской компании творчество студии Лебедева пришлось не по душе, а блогосфера забурлила своими идеями, многие из которых, честно признаться, оказались куда креативнее, смешнее и оригинальнее оформленной за деньги бургерной.

Особую бурю негодований у общественности вызвал ребрендинг логотипа московского метрополитена. Знак метро практически не изменился, единственное в нем была убрана синяя линия вокруг буквы «М». Критики посчитали, что Артемий Лебедев по сути ничего и не сделал.

16 января 2018 года на сайте студии Артемия Лебедева появился логотип сервиса быстрых знакомств «Плюс». Разработчик приложения Кирилл Артеменко раскритиковал работу, заявив, что логотип был просто заимствован у другой компании. По его словам, если в поиске Google ввести запрос creative plus logo, то первый результат в выдаче укажет на зарубежное агентство Creative Plus, логотип которой показался разработчику максимально похожим на лебедевский.

Особые пути в чиновничьи коридоры?

Свой бизнес Артемий Лебедев, похоже, любит строить на скандалах, эпатажных решениях, шумихи вокруг своего имени. Удивительно, что на такой своеобразный пиар ведутся отечественные чиновники, которым по статусу положен некоторый консерватизм. Или же Артемий Лебедев, несмотря на скандальную славу и «несистемное» отношение к нынешней власти, имеет какие-то особые пути в чиновничьи коридоры? По данным портала госзакупок, за 2017 год объем официальных государственных заказов Лебедева в деньгах увеличился в пять раз. Или в абсолютных цифрах — в 2016 году его компания получила через госзакупки 10,9 млн рублей, в 2017 году — 56,7 млн рублей. Так что локальная неудача Артемия Лебедева в Санкт-Петербурге вряд ли станет его лебединой песней.

Версия

03.07.2018

Материалы по теме

Зачем дизайнеру Артемию Лебедеву рублевые госконтракты, и как его «попросили» из Санкт-Петербурга