Минкультуры РФ отказалось пускать на большой экран два новых голливудских блокбастера – художественные фильмы «Барби» Греты Гервиг и «Оппенгеймер» Кристофера Нолана, объявив их не соответствующими традиционным российским ценностям. Так ведомство отреагировало на инициативу вице-спикера Госдумы Владислава Даванкова.
Депутат предлагал провести эксперимент по принудительному лицензированию кинопродукции из недружественных стран, дабы россияне тоже смогли посмотреть в кинотеатрах упомянутые западные хиты, собравшие в мировом прокате уже 2 млрд долларов на двоих. Копии картин, по задумке парламентария, предполагалось завезти в Россию по параллельному импорту. Однако чиновники от культуры идею народного избранника зарубили. «Полагаем, что предложенные вами для просмотра гражданами нашей страны фильмы «Барби» и «Оппенгеймер» не отвечают целям и задачам, поставленным главой государства, по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», – говорится в ответе врио замминистра Андрея Малышева. Также утверждается, что российский прокат «насыщен» качественными отечественными премьерами, в их числе – «Чебурашка», «Вызов» и «первый художественный фильм о новейшей истории России» «Свидетель». Кроме того, ожидается выход ленты «Повелитель ветра», посвящённой кругосветному путешествию на воздушном шаре Фёдора Конюхова, а также продолжение фильма «Пальма» о дружбе мальчика и собаки.
Права на кинопрокат «Барби» принадлежат американской Warner Bros., на «Оппенгеймера» – Universal Pictures. Обе компании ушли из России в 2022 году. То есть официальных премьер в нашей стране и не планировалось. Минкульт вдобавок высказался против «параллельного импорта» этих кинокартин. Однако всё это не помешало, а скорее помогло пиратам, которые поспешили подзаработать на «запрещёнке». Они раздобыли кустарные копии кинолент, вставили в них рекламу полулегальных букмекерских контор, худо-бедно озвучили на русском и выложили в бесплатном доступе на торрент-сайтах в интернете. Число одновременных загрузок и раздач «кукольной» комедии в моменте достигало 8 тыс., а у картины о создателе атомной бомбы Роберте Оппенгеймере – 4 тысячи. У этой трагикомедии был и второй акт. Кинотеатр под открытым небом в Тюмени взял «Барби» с торрента, кое-как вырезал из неё рекламу букмекеров и предложил зрителям за деньги. Билет стоил от 300 рублей. По слухам, эту бизнес-идею подхватили и другие киноплощадки в разных регионах страны.
Иван Афанасьев, кинокритик
– Мне кажется, в первую очередь Министерство культуры должны заботить не культурные ценности, а то, что такие показы являются нелегальными и вступают в противоречие с законом. Всё остальное вторично. Потому что именно закон и обеспечивает охрану всех этих ценностей.
Александр Голубчиков, главный редактор портала «Зумфильм»
– То, что «Оппенгеймер» не выйдет у нас ни в каком виде в кинотеатрах, было понятно сразу. Речь идёт о трактовке не только личности Оппенгеймера, но и роли СССР в истории и во Второй мировой войне. Этот фильм мог немного не соответствовать тому представлению об истории, которую транслируют нашей аудитории.
Интернет-пользователи
– А бакс дороже 90 соответствует культурным ценностям России? Когда пенсии опять меньше 200 долларов, это очень духовно?
– Вот по поводу «Барби» я с Минкультом полностью согласен. Эту феминистскую муть выпускать в прокат не надо.
– «Барби» не собирался смотреть. Но теперь точно посмотрю.
– Почему какие-то то чиновники будут решать, что людям смотреть, а что нет? Люди сами проголосуют ногами и рублём.
– Спасибо родному министерству за мой высокий моральный облик! Представляю, как бы меня растлила окаянная Барби.
«Барби» пробралась к российским зрителям помимо воли создателей и Минкульта