Валаамский архипелаг привлекает к себе туристов и паломников со всей России. Сюда едут на обычных катерах и круизных теплоходах, здесь по натоптанным тропинкам бредут паломники, трудники и монахи. Здесь же расположены резиденции главы государства и руководства многочисленных госкорпораций, а также обустроена келья патриарха. И здесь же пытаются как-то выжить остатки светского населения острова, по которому катком проехались внезапные перемены последних десятилетий.
Монастырь на Валааме, по церковному преданию, был основан ещё в X веке двумя пришедшими «из восточных стран» иноками – Сергием и Германом. К концу XIX века монастырь достиг пика своей популярности. На островах жили, трудились и молились сотни монахов, трудников и паломников. После Октябрьской революции Валаам оказался в той части Ладожского озера, которая отошла к провозгласившей независимость Финляндии, что позволило монастырю спокойно просуществовать вплоть до 1940 года. Однако по итогам Зимней войны острова вошли в состав СССР, монахи с Валаама уехали, основав в соседней стране монастырь в изгнании и назвав его «Новый Валаам», а советская власть начала думать, что делать с опустевшим островом. Сначала в бывших монастырских скитах разместили военную часть, потом рыболовную артель. После войны на Валааме появился дом-интернат для инвалидов. Кстати, популярный в интернете миф о том, что остров был чуть ли не тюрьмой для увечных ветеранов, куда их якобы свезли с глаз долой, верен только наполовину. Инвалиды на Валааме создавали семьи и могли в любой момент свободно вернуться на материк. Другое дело, что многим просто некуда было возвращаться.
Мода на Валаам
Новая глава в истории Валаамского архипелага была открыта 18 сентября 1989 года, когда совет министров Карелии решил «передать в пользование» Ленинградской епархии собор с внутренним каре и ближайшие скиты, кроме Воскресенского и Гефсиманского. С этого момента начался процесс того, что изначально понималось как восстановление исторической справедливости, – храмы и часовни, а также иные монастырские помещения одно за другим передавали РПЦ. Первоначально миряне и духовенство мирно уживались на заповедном острове. Однако по мере роста числа братии и всё более увеличивающегося потока паломников начали возникать и первые конфликты. Сосуществовать на одном острове монахам с их строгим уставом и правилами и обычным светским жителям оказалось нелегко.
«Когда в 1984 году я приехала на Валаам на практику, то раз и навсегда отдала своё сердце этому острову. Атмосфера была удивительная – красивейшая природа, памятники истории и культуры, интересные люди. Собственно говоря, и возвращение на остров монахов, начало возрождения монастыря не были каким-то негативным событием. Среди них очень много настоящих молитвенников, очень светлых людей. Просто в какой-то момент стало понятно, что остров возвращается церкви и мирянам, видимо, надо уезжать. Не все с этим согласились», – вспоминает Ксения Румянцева, дочь актёра Эммануила Виторгана, до последнего времени работавшая директором Дома культуры на Валааме.
Здесь стоит сделать маленькое отступление и рассказать о том, что сейчас представляет собой Валаам. Государство активно вкладывалось в возрождение и развитие архипелага. Даже в самые экономически тяжёлые годы про нужды Валаама не забывали: в 1999 году, когда россияне только-только начали отходить от шарахнувшего по стране дефолта, тогдашний председатель правительства Карелии Сергей Катанандов распорядился выделить монастырю из республиканского бюджета 135 млн рублей. Только на энергоснабжение острова позже было выделено 2,5 миллиарда. Это позволило проложить по дну Ладожского озера подводные кабели, способные обеспечить передачу такого объёма электричества, которого хватило бы для обеспечения светом небольшой европейской страны. Как посчитали журналисты издания 7Х7, на каждого живущего в обители монаха в последние 10 лет пришлось 43 млн рублей государственных инвестиций. Не считая частных пожертвований и того, что зарабатывал на паломниках сам монастырь.
Изменения больно ударили по десяткам местных жителей, которым не нашлось места на этом духовном празднике жизни. Их просто-напросто начали выдавливать с Валаама
И это были очень предусмотрительные вложения – новый президент страны с самого начала своей карьеры не скрывал симпатий к православию. По давней российской традиции взгляды первого лица тут же становятся примером для подчинённых. Поскольку Путину как уроженцу Ленинграда Валаам был близок и знаком с молодых лет, то и вся политико-экономическая элита страны обратила свой взор на святой остров. Начав обустраивать святыню по своему вкусу и подобию.
Так, к примеру, на Валааме появился популярный объект, который гиды по секрету показывают туристам, – баня, принадлежащая одной из энергетических компаний. Ну как баня. Шикарный двухэтажный плавучий дом, «припаркованный» недалеко от заповедного берега, чтобы, омывшись от грехов мирских, его постояльцы могли подумать о духовно-возвышенном. И что-то подсказывает: простые электрики и монтажники, трудами которых и электрифицировался архипелаг, вряд ли парятся в этой баньке.
На острове можно обнаружить и вовсе уникальные объекты, к примеру, фамильный склеп, принадлежащий украинскому экс-министру времён Януковича Александру Клименко. Тут уже нашли своё последнее пристанище его брат и отец, и, по отзывам туристов, этот склеп затмевает своей монументальностью расположенные по соседству могилы настоятелей Валаамского монастыря.
Есть на острове и коттеджные постройки, которые называют правительственной резиденцией. Есть и молитвенная келья предстоятеля Русской православной церкви, белорусский строитель которой охарактеризовал этот домик и всю сопутствующую ему инфраструктуру как «северную Венецию». А чтобы статусные паломники могли с комфортом добираться на Валаам, патриарх даже передал монастырю некогда подаренную ему яхту «Паллада», которую теперь можно арендовать за 500 тыс. рублей в день. Оттуда, кстати, и берутся фотографии «паломниц» в купальниках на «яхте патриарха».
И всё бы ничего. В конце концов, вся эта роскошь преходяща, а восстановленные памятники архитектуры будут и далее радовать глаз настоящих богомольцев, вот только все эти изменения больно ударили по десяткам местных жителей, которым не нашлось места на этом духовном празднике жизни. Их просто-напросто начали выдавливать с Валаама.
Сад в память о сыне
Это оказалось сделать тем проще, что официально Валаам входит в состав расположенного на материке Сортавальского городского поселения. И когда островитянам предлагали переселиться в Сортавалу, то формально это был просто-напросто переезд из одного района города в другой. На деле же жизнь большинства переселенцев менялась самым кардинальным образом. Рушились жизненные планы, перспективы и даже бизнес – многие валаамцы неплохо зарабатывали на туристах. Первыми на материк выехали пожилые люди, которых привлекала возможность получить благоустроенное жильё за счёт государства, следом потянулись и семьи, которые не видели для своих детей перспектив на будущем острове-монастыре. Но не все уезжали добровольно. С начала 2000-х годов и вплоть до дня сегодняшнего идут почти бесконечные судебные тяжбы: миряне пытаются доказать, что имеют право оставаться на острове.
«По нашим подсчётам, было три волны расселения, и для переселенцев было построено в Сортавале пять новых домов. Когда только начиналось переселение, речь шла почти о тысяче жителей Валаама. Так или иначе, но с большинством удалось найти компромисс. Сейчас на острове осталось жить около 50 человек, и лишь малая часть из них категорически не желает переезжать», – рассказывал мэр Сортавалы Сергей Крупин.
Зато у тех самых упёртых островитян своя правда.
«Я всю жизнь прожил на Валааме, здесь родилась жена, у меня разбит огромный сад, и как я могу его бросить и уехать? А ухаживать я за ним как буду, как мне преодолевать 40 километров водного пространства?» – объясняет местный депутат Сергей Григорьев мотивы своего нежелания куда-то переезжать с острова.
Сад у него, кстати, необычный. Григорьев высадил его в честь своего сына, погибшего в Чечне. Теперь каждый год, в день рождения сына, отец сажает яблоню, грушу или сливу. Деревьев в саду ровно столько, сколько исполнилось бы его сыну. А плоды с этих деревьев он бесплатно раздаёт людям. И когда возникает вопрос: что уместнее на заповедном острове – такой вот сад или VIP-банька энергетиков, то ответ на него кажется очевидным.
На Валааме есть место для статусных богомольцев, но нет для местных жителей?