Евгений Баженов (BadComedian). Фото lenta.ru
newsru.com. Виктор Денисюк и Евгений Мелентьев ссылаются на несуществующие «нормы цитирования» блокбастера «За гранью реальности» с Антонио Бандерасом и хотят удалить обзор кинокритика BadComedian с YouTube.
По версии кинокомпании, влогер нарушил авторские права, превысив объем цитирования видеоряда «исходного произведения», при этом в документах отмечается, что в российском законодательстве подобные лимиты не установлены. Баженов сообщил, что дело строится на заключении двух экспертов, один из которых сослался на правила написания диссертаций, разрешающие цитировать от 45 до 15%, а другой «не закончил институт».
Второй эксперт пришел к выводу, что в спорной видеозаписи по большому счету нет критики, а есть «большое количество юмористических эффектов» и сатиры. Следовательно, видео носит развлекательную функцию, а в этом случае свободное использование произведений без согласия автора не предусмотрено нормами Гражданского кодекса, говорится в заключении.
«Абсурд в том, что на каждый фильм компании Kinodanz (Баженов называет ее в данном случае «Кинофейл», так как все ее картины, по словам влогера, провалились в прокате) выделяло деньги Министерство культуры РФ. То есть, по сути, мы, налогоплательщики, сами оплачиваем попытку цензурировать критику «, — возмутился Баженов.
При этом фильмы студии Kinodanz, продолжает влогер, вообще не вписываются в принципы государственной финансовой поддержки кинопроизводства, перечисленные в документах Минкульта. Так, в фильме «За гранью реальности», обзор которого и стал поводом для иска, действие происходит в Европе, а все персонажи говорят на английском языке. Сама картина стала своеобразным «ответом» на ленты «Иллюзия обмана» и «11 друзей Оушена».
Согласно показанным в ролике скриншотам с сайта Минкульта, в 2018 году три проекта Kinodanz получили финансовую поддержку ведомства — фильмы «Генезис» и «Забытые боги» (обе — в категории авторского и экспериментального кино) и «Под куполом» — как игровой фильм для детей. При этом создатели не скрывают в интервью, что вдохновляются успешными голливудскими проектами, и это заметно даже по постерам.
В день премьер, отметил BadComedian, в интернете появляется масса положительных отзывов на фильмы Kinodanz, а на ТВ выходят посвященные им сюжеты. «И они капать нам на мозги этим могут, а мы поделиться своим мнением — не на их ресурсах, а просто в интернете, на YouTube — не можем», — недоумевает влогер.
Помимо Минкульта, киностудии помогает правительство, говорится в ролике. В прошлом году сообщалось, что компания создаст в Калининграде кластер по производству компьютерной графики и визуальных эффектов при поддержке Агентства стратегических инициатив и правительства региона. Общий объем инвестиций, как сообщалось, составит 950 млн рублей.
По словам Баженова, на личной встрече представители Kinodanz заявили, что за ними стоят «очень влиятельные люди» и их поддерживают в Минкультуры, а BadComedian «портит им репутацию». «Неважно, как вы ко мне относитесь, — обратился влогер к зрителям, — вы, я — мы все должны иметь право высказывать свое мнение, особенно когда критикуем то, что снято за наши деньги».
В поддержку Евгения Баженова выступили Ксения Собчак и продюсер Александр Роднянский. «Парня прессуют за критику скажем так не очень хороших фильмов, в которых вложился минкульт. <…> Ау, чиновники, да Bad Comedian популяризовал российское кино, благодаря ему наши фильмы смотрят и обсуждают. Остановитесь», — написала Собчак в своем Telegram-канале (орфография и пунктуация авторские).
Роднянский назвал попытки давления на Баженова «трусостью, непрофессионализмом и цензурой». Он отметил, что не является поклонником влогера, и припомнил ему «несправедливый и неточный» обзор фильма Андрея Звягинцева «Левиафан». «Но я уверен — и это важный момент — что критика, даже острая и неприятная для авторов обозреваемых фильмов, является неотъемлемой частью здоровой индустрии. И шире — здорового общества», — пишет продюсер в своем Instagram.
Баженов не исключил, что его YouTube-каналу грозит удаление. Если ситуация будет развиваться по такому сценарию, «попробуем сделать новый канал» и «всеми способами как-то все обойти», сказал обозреватель радиостанции «Говорит Москва». Он отметил, что после публикации ролика реакции Минкульта и Kinodanz пока не последовало.
Влогер отметил, что ранее уже получал угрозы из-за своих обзоров. В частности, после разгромного отзыва на ремейк «Кавказской пленницы», который тоже финансировало Минкультуры. «У людей возникли вопросы к министерству в первую очередь, почему спонсируется подобное кино. Тогда министр культуры Владимир Мединский тоже задал вопрос, почему выдаются деньги. И после этого выдаваться деньги данному режиссеру перестали», — рассказал Баженов телеканалу «360». После этого ему поступил звонок с угрозой «проломить голову».
Директор департамента кинематографии Минкультуры РФ Ольга Любимова, к которой обратился за комментарием «Интерфакс», сообщила, что ведомство оказывает поддержку в производстве и продвижении фильмов на российском и зарубежном рынках, но не вмешивается в судебные споры.
«И нам бы не хотелось, чтобы наше ведомство использовали как «страшилку». Я знаю, что это часто бывает, «мы пойдем в Минкультуры и вам устроим» и так далее. Такие фразы и заявления на 90% голословны», — сказала Любимова. В то же время она отметила, что если компания Kinodanz обратится в министерство за поддержкой, это вопрос будет рассмотрен с «коллегами, ассоциациями и профсоюзами», но «запугивать нами мы никому не позволим».
В начале этого года BadComedian в обзоре фильма «Газгольдер. Клубаре» подверг резкой критике снимавшегося там рэпера Басту за поддержку пенсионной реформы. Баженов, в частности, показал с помощью монтажа, насколько слова Басты совпадают с тем, что говорили о реформе официальные лица и ведущие федеральных каналов, и раскритиковал эти тезисы, основываясь на данных Росстата. После личного разговора с влогером Баста записал обращение к поклонникам, в котором отрекся от поддержки пенсионной реформы и назвал ее «большой ошибкой».
Сенатор от КБР Арсен Каноков
Кинокомпания Kinodanz подала иск на 1 млн рублей к автору YouTube-канала BadComedian Евгению Баженову. Поводом стало нарушение блогером «правил цитирования произведения». Речь идет об обзоре фильма «За гранью реальности», который раскритиковал BadComedian. Баженов утверждал, что в Kinodanz его предупредили «влиятельные люди», которые поддерживают компанию. Мы выяснили, что среди них могут быть те, кто близок к Арсену Канокову — члену Совета Федерации от Кабардино-Балкарии, и банкиры из «ЦентроКредита».
Деньги на Майка
Приключенческий боевик с элементами фантастики «За гранью реальности» рассказывает историю об аферисте Майке, который собирает команду людей с паранормальными способностями, чтобы ограбить казино. Фильм не является ни социально значимым, ни авторским, персонажи в нем общаются на английском, а действие происходит за пределами России, однако Фонд кино разглядел в картине что-то такое, ради чего стоило ее профинансировать. Боевик увидел свет в марте 2018 года.
Производством картины занималась компания Kinodanz, которая работает под юридическим лицом ООО «Кей ДИ Студиос». Съемки фильма «За гранью реальности» (они длились всего около месяца) проходили в феврале-марте 2016 года. На тот момент 90% кинокомпании принадлежали продюсеру Евгению Мелентьеву, известному по картине «Танцы насмерть».
Баженов, кстати, критиковал и этот фильм.
«Если такие фильмы спонсирует Министерство культуры — значит, по мнению министерства, фильм важен в культурном плане <…> или же пофиг на культуру, пофиг на зрителя, на все по фигу. Что же до авторов фильма, то передаю им привет, обратно 2012 год, несмотря на то, что «Танцы насмерть» вышел в 2017 году <…> Дети-бунтари задрали настолько, насколько министерство задрало со спонсированием подобное», — говорил в своем обзоре BadComedian.
Вернемся к создателям кинолент. Анализируя картотеку базы данных «СПАРК-Интерфакс», мы обратили внимание на две компании, доли в которых принадлежит Мелентьеву: «Центрокино» и «Сиджей-К».
Начнем с первой фирмы. «Центрокино» по документам занимается производством фильмов и телевизионных программ. В списке учредителей организации числятся три человека (включая Мелентьева) и одно ООО — «Спекторплюс». Бенефициаром этой компании является Матвеева Жанна Станиславовна.
Она — один из топ-менеджеров банка «ЦентроКредит». С 2008 года и по крайней мере до декабря 2014 года она занимала пост советника председателя совета директоров «ЦентроКредита».
Этот банк и его менеджеры тесно связаны со всем «кустом» фирм, объединенных вокруг Kinodanz (в «ЦентроКредите» размещены их счета, часть капитала одной из компаний находится в залоге у банка, а Жанна Матвеева напрямую владеет долями в фирмах, близких Евгению Мелентьеву).
Долгое время «ЦентроКредит» был частью многопрофильного холдинга «Синдика» и бизнес-империи Каноковых. Доля в банке принадлежала экс-президенту Кабардино-Балкарии, а ныне сенатору от этой республики Арсену Канокову. В 2009 году «Ведомости» писали, что на тот момент в его собственности находилось 30% «ЦентроКредита». Сейчас основные акционеры банка — Андрей Тарасов и Илья Карбашов.
Калининградский кластер
Вторая компания, в которой у Мелентьева есть доля в настоящее время (из многих других он вышел — например, в «Кей ДИ Студиос» сейчас 90% у бывшего главного бухгалтера), — «Сиджей-К».
Через это общество Kinodanz создает в Калининграде высокотехнологичный кластер по производству визуальных эффектов для кино. Эту информацию можно найти на сайте регионального правительства. Объем инвестиций в проект должен составить около 950 млн рублей.
Однако есть свои нюансы. В апреле 2018 года на заседании Совета по улучшению инвестиционного климата Калининграда Евгений Мелентьев попросил землю для создания кластера.
Выбор пал на участок в 2,5 га в районе улицы Левитана, который предназначен для жилой застройки. Участвовавший в заседании губернатор Калининградской области Антон Алиханов заявил, что земли передадут, только если будет внесено изменение в правила землепользования.
«Мы не подпишем распоряжение о предоставлении земельного участка без торгов до тех пор, пока не будет внесено изменение в ПЗЗ. Чтобы у нас не получилось, что инвестор начал один проект, а закончил другой. Надо исключить возможность жилой застройки», — цитируют губернатора местные СМИ.
Евгений Мелентьев
Больше к этой истории местные журналисты не возвращались. Однако спустя год (согласно данным Росреестра) территория, на которую претендует Kinodanz, по-прежнему имеет статус земель, предназначенных для многоэтажной застройки.
Рынок «Синдика» и Кабардино-Балкария
В совладельцах калининградской компании «Сиджей-К» мы вновь обнаружили след семьи Каноковых. В списке учредителей фирмы присутствует Анна Данилина (если верить Facebook, она дружит с Жанной Матвеевой из «ЦентроКредита»). Эта девушка вела совместный бизнес с Тимуром Каноковым — родственником сенатора Арсена Канокова.
В 2009 году Анна Данилина (доля 49%) и Тимур Каноков (доля 51%) стали совладельцами компании «Синдика-Медиа групп». В феврале 2015 года доля Тимура Канокова перешла к Зауру Канокову — главе сельского поселения Шитхала. К слову, сенатор Арсен Каноков родом как раз из этого села. Сейчас Данилина — единоличный владелец «Синдика-Медиа групп».
«Коммерсантъ» пишет, что эта фирма входит в группу компаний «Синдика», основанную сенатором Арсеном Каноковым. В числе ее активов — крупный одноименный строительный рынок в Москве.
Финансовые потоки Kinodanz
Всего с брендом Kinodanz и Мелентьевым связаны как минимум пять компаний, занятых в киноиндустрии. Это «Кей ДИ Студиос», «Центрокино», «Кинобайт», «Сиджей» и «Сиджей-К».
Их общая годовая выручка — более 500 млн рублей. Эти цифры сопоставимы с показателями студий Enjoy Movies (464 млн рублей в 2015 году) и «ТРИТЭ» Никиты Михалкова (710 млн в 2017 году).
Но Enjoy Movies до 2017 года выпускала в год десятки фильмов, которые, несмотря на критику того же BadComedian, имели неплохие показатели в прокате. Фильмы «ТРИТЭ» и вовсе устанавливали рекорды по сборам, превышая планку в миллиард рублей.
У Kinodanz самые известные проекты — «Затмение» (при производстве назывался «13» и «Битва с экстрасенсами», данных о его сборах даже нет), «Танцы насмерть» (сборы — 10 млн рублей) и «За гранью реальности» (сборы — 2,2 млн долларов). Однако если судить по объему денег, проходящих через все связанные с Мелентьевым компании, деятельность Kinodanz сопоставима по объемам производства с «ТРИТЭ» Михалкова и Enjoy Movies.
Узнать, как именно образовался этот финансовый поток, не представилось возможным: генеральные директора компаний «Сиджей» и «Синерджи» (бывшая «дочка» «Центрокино») отказались общаться с, узнав о теме беседы. В других фирмах телефоны не отвечали. С Арсеном Каноковым связаться также не удалось.
ВГТРК и контракт с Минкультом
Еще две интересные детали, связанные со студией Kinodanz.
В тот момент, когда снимали фильм «За гранью реальности», совладельцем фирмы «Кей ДИ Студиос» вместе с Евгением Мелентьевым был Николай Табашников — главный редактор телеканала «Моя планета» (входит в холдинг ВГТРК). Сейчас он владеет 10% долей в этой компании, оставшаяся часть — у Елены Моисеевой, работавшей при Мелентьеве главным бухгалтером.
И уже упомянутый фильм «Затмение» — он был сделан по заказу Министерства культуры. Контракт в 23 млн рублей на «осуществление государственной финансовой поддержки производства национального фильма «13» (рабочее название) был заключен с ООО «Кей ДИ Студиос» в 2013 году.
Согласно акту выполненных работ, один из основных субподрядчиков по нему был «Кинобайт», до 2017 года на 100% принадлежавший Евгению Мелентьеву.
BadComedian обзор «Затмения» не выпускал, но сам фильм упоминался в ролике об иске со стороны Kinodanz под названием «Битва с экстрасенсами».
Источник: dailystorm.ru, 04.06.2019
Синдикат Канокова против BadComedian