Фейк Маргариты Симоньян: «Американские активисты не обнаружили фейков у RT France, но обнаружили, что мы дико популярны»

3238
0
32380
Источник: The Insider

Сайт телеканала RT сообщает о недавно вышедшем докладе международной неправительственной организации Avaaz об освещении протестов «желтых жилетов» в соцсетях. Пишут авторы статьи Александр Бовдунов и Елизавета Комарова об этом так:

«Международная некоммерческая организация AVAAZ провела исследование, посвященное влиянию дезинформации на протесты “желтых жилетов” во Франции, которые продолжаются с осени прошлого года. Попутно НКО изучала возможное влияние России на это движение, в частности, со стороны телеканала RT.

Однако, как ни старались специалисты из AVAAZ, ни одной фейковой новости от RT им обнаружить не удалось. Более того, они выяснили, что YouTube-аккаунт RT France стал самым просматриваемым во Франции каналом по тематике “желтых жилетов”, обогнав по этому показателю все крупнейшие медиа Пятой республики.

Хотя значительная часть нынешнего доклада AVAAZ посвящена фейковым новостям, ни одного фейка, который можно было бы приписать RT, авторы не нашли. Телеканал RT ни разу не упоминается в контексте фейковых новостей в докладе. Нет упоминаний об RT и в приложении к документу со ссылками на топ-100 фейковых новостей по теме “желтых жилетов”».

А Маргарита Симоньян в фейсбуке сообщает о докладе с показной гордостью:

RT France оказался самым просматриваемым YouTube-каналом Франции по видео с протестов желтых жилетов — так пишут в новом…

Gepostet von Margarita Simonyan am Montag, 18. März 2019

В докладе Avaaz (кстати, RT напрасно пишет название организации заглавными буквами: это не аббревиатура, в переводе с фарси название означает «Голос») действительно нет ни одного примера фейков на сайте RT France и в его YouTube-канале. Но то, что авторы доклада «старались обнаружить фейковые новости от RT», — неправда: такой задачи они перед собой не ставили. Они вообще не занимались поиском фейков, а рассматривали лишь те, которые уже разоблачены французскими СМИ, благо таковых более чем достаточно. И интересовала исследователей главным образом обстановка, складывающаяся в соцсетях, прежде всего в фейсбуке, поэтому все рассматриваемые ими примеры взяты оттуда.

RT в докладе упоминается в ином контексте. Содержание доклада его авторы определяют так: «Углубленное исследование, показывающее, как фейковые новости о “желтых жилетах” достигли более 100 млн просмотров и как Россия провоцировала раскол». И та «дикая популярность», которой так гордится Симоньян, на поверку оказывается свидетельством активной роли российского франкоязычного СМИ в разжигании протестных настроений и сознательных попыток раскола французского общества.

Авторы доклада пишут:

«В исследовании проанализированы сообщения в социальных сетях в течение пяти месяцев — с ноября 2018 года по март 2019 года. Мы сосредоточилось в основном на Facebook, где отмечена наибольшая активность “желтых жилетов”. Рассмотрены 100 самых известных связанных с движением фейковых новостей, которые были проверены французскими или международными СМИ. В основном это злонамеренные выдумки или не соответствующие фактам сообщения, целенаправленно вводящие в заблуждение. Кроме того, обнаруженные нами факты проливают свет на активизацию усилий российского государственного СМИ — RT France — направленных на разжигание протестов».

Лидерство YouTube-канала RT France по просмотрам видеоматериалов о «желтых жилетах» объясняется тем, что этих материалов намного больше, чем у кого-либо еще. Канал опубликовал вдвое больше видеосюжетов на тему протестов, чем пять лидирующих по этому показателю французских мейнстримных СМИ.  В статье на сайте RT этот вывод упоминается, но трактуют его так: «Выяснилось также, что RT France подробнее следил за протестами, чем его конкуренты».

Из 500 получивших наибольшее количество просмотров в YouTube видеороликов о «желтых жилетах» канал RT France опубликовал 101 — больше, чем следующие за ним семь каналов вместе взятые, включая и каналы самих участников протестов.

Происхождение фейков авторы доклада не прослеживали. В недавнем прошлом были зафиксированы случаи, когда фальшивые материалы, ставящие целью дестабилизацию в странах Запада, приходили из России; в частности, в 2016 году эксперты Bellingcat отследили источники дезинформационной кампании, проводившейся перед референдумом в Нидерландах о ратификации соглашения об ассоциации ЕС и Украины. Впрочем, для этих вбросов использовали «фабрику троллей» Евгения Пригожина, а не российские СМИ на иностранных языках.

19.03.2019

Материалы по теме

Фейк Маргариты Симоньян: «Американские активисты не обнаружили фейков у RT France, но обнаружили, что мы дико популярны»