50-метровый мурал на торце жилого дома в районе Жулебино стал одним из скандалов и курьезов Чемпионата мира по футболу, завершающегося в эти дни. Соцсети и СМИ возмутило, что натурщицей выступила жена владельца создавшей гигантскую фреску при финансовом участии московских властей компании «Новатек Арт» Ивана Пантелеева.
Критики обвиняют его в монополизации легального столичного стрит-арта за счет тесных связей с мэрией Москвы, сам бизнесмен утверждает, что ему просто завидуют конкуренты. «Преступная Россия» выясняла, кто в этой ситуации больше прав.
Накануне проходящего в России мундиаля несколько районов Москвы и улицы других российских городов, в которых идут матчи ЧМ-2018, украсили гигантские граффити (муралы) футбольной тематики.
И все, казалось бы, отлично — настенные изображения в высоту жилых многоэтажек привнесли в порой скучные ландшафты городских районов традиционный позитив чемпионатов ФИФА. Но одно из них привлекло к себе внимания более остальных, вызвало резонанс в медиа, позволив увидеть российский стрит-арт как абсолютно коммерческое направление, почти утратившее связь со своими субкультурными корнями. Доходным же этот бизнес в России, как выяснилось, является только для тех предпринимателей, кто предусмотрительно заручился поддержкой городских и федеральных властей.
Мурал
Мурал — продукт стрит-арта, крупное изображение, нанесенное на стену (картина, выполненная красками, трафаретный рисунок и прочее. Несмотря на то, что мурал является по сути большим граффити, эксперты проводят грань между двумя схожими видами уличного искусства, где муралы, как правило, отображают более глубокий смысл, являясь таким образом эволюционировавшей формой классической фрески.
Кроме того, в отличие от андеграундной идеологии граффити, муралы в связи с их крупными размерами чаще всего выполняют легально, по согласованию с городскими властями.
Мурал с изображением хрестоматийной «русской красавицы» с пышными формами, одетой в спортивную форму, появился на многоэтажке по адресу ул. Привольная 65/32 в Жулебино еще 14 июня.
Благодаря коллегам гендиректора рекламного агентства «Новатек Арт» Ивана Пантелеева по стрит-арт-тусовке незнакомка на граффити, которое заказала его компания таиландскому художнику Му Бону, была быстро идентифицирована как супруга Пантелеева Дарья.
Мурал и финансы
Однако сам скандал разразился тремя неделями позже, когда агентство Reuters сообщило, что создание мурала в Жулебино «финансировалось из бюджета Москвы комитетом по связям с общественностью города». При этом, комментируя «Радио Свободе» ситуацию, глава «Новатек Арт» затруднился назвать точную сумму, в которую обошелся портрет его жены на стене 12-этажного дома, оценив его стоимость в «несколько сотен тысяч рублей».
Пользователей соцсетей крайне возмутило, что глава «Новатек Арт», согласно информации Reuters, фактически за деньги налогоплательщиков заказал гигантский портрет жены известному в мире стрит-арта художнику, специально для выполнения этой работы прибывшему в Россию.
И хотя дыма без огня не бывает, на деле оказалось не совсем так. Мурал в Жулебино появился в рамках фестиваля стрит-арта MOST, который, согласно данным на официальном сайте фестиваля, проводят Департамент культуры города Москвы, государственное автономное учреждение города Москвы «Московское агентство реализации общественных проектов» и компания «Новатек Арт». Еще накануне Чемпионата мира пресс-служба Комитета общественных связей города Москвы пояснили концепцию создания в столице муралов, посвященных футбольному празднику, первый из которых появился еще в 2016 году на тяговой подстанции недалеко от стадиона «Открытие Арена».
«Спортивные граффити призваны напомнить москвичам о предстоящем Чемпионате мира по футболу, а также о пользе спорта для школьников и молодежи. Поэтому художники и изображают на своих картинах известных супергероев и играющих в футбол подростков, на которых, как мы надеемся, захотят равняться юные горожане».
Компания «Новатек Арт» после скандала с портретом Дарьи Пантелеевой в Жулебино в официальном заявлении к прессе гневно опровергла финансирование гигантского граффити из госбюджета, потребовав от журналистов обращаться к ней перед публикациями «за уточнениями». Однако ясности в ситуацию при этом никакой не внесла. Информация о финансирования фестиваля его организаторами не раскрывается. Не смогли даже предположительно ответить на этот вопрос и собеседники «Преступной России» из числа художников стрит-арта в Москве.
На конкретный запрос «Преступной России» с просьбой уточнить долю бюджетного участия в организации стрит-арт-фестиваля MOST либо назвать «внебюджетные источники», о которых ранее говорил Иван Пантелеев, представители компании «Новатек Арт» ответили пространно:
«Никакого госзаказа, о котором писали СМИ, не существует в природе. У компании достаточно собственных средств для арт-проектов. Если вы посмотрите нашу страницу, вы увидите, что мы делаем рекламные проекты».
По части реализации дорогостоящих рекламных проектов «Новатек Арт» действительно преуспела. Раздел «Портфолио» на официальном сайте компании это красочно иллюстрирует. В поле зрения СМИ муралы «Новатек Арт» тоже попадали ранее неоднократно — достаточно вспомнить вызвавшее скандал гигантское граффити на Садовом кольце с изображением имперских штурмовиков из «Звездных войн».
В 2016 году рисунок на глухом торце одного из зданий недалеко от метро «Красные Ворота», который был частью промо-кампании нового эпизода саги «Пробуждение силы», вызвал недоумение и даже возмущение некоторых москвичей, ассоциировавших его с ОМОНом.
Один же житель Москвы увидел в инопланетных солдатах нечто противоположное, назвав их «американской пропагандой» и «символами военной мощи НАТО и США» и разослав письма в ФСБ, Администрацию президента, Минобороны и МВД, потребовав наказать чиновников, разрешивших «проплаченную американским шоу-бизнесом акцию». Однако, когда штурмовиков закрасили, нашлись и те, кто пожалел, что ландшафт столицы «остался без такой красоты».
Закрашено было и поп-арт-граффити на стене трамвайного депо им. Апакова на Мытной улице, созданное группой «310» по заказу «Новатек Арт» в рамках фестиваля «Лучший город Земли».
С этого фестиваля, собственно, и началась история бизнес-успеха предпринимателя Ивана Пантелеева, по словам московских независимых художников, поставившего столичный стрит-арт на коммерческие рельсы и фактически его монополизировавшего.
Власти и Пантелеев
Сам Иван Пантелеев не скрывает, что проделал огромную работу для того, чтобы стрит-арт вышел из андеграунда на столичные улицы.
«Я потратил огромное количество энергии и времени, чтобы убедить власть, что это явление полезное, важное, нужное и интересное. Мы с 2011 года сделали более тысячи работ, это Майя Плисецкая на Большой Дмитровке, большой проект «Наследие», посвященный деятелям русского искусства начала ХХ века. Мы попали в Книгу рекордов Гиннесса России за самое большое граффити. Мы провели первый международный форум по граффити, сделали первую всероссийскую премию по стрит-арту, приглашали спикеров не только со всей России, но и со всего мира», — рассказывал Пантелеев «Радио Свободе».
И действительно, по словам знакомых с предпринимателем людей, идею украшать столичные улицы объектами стрит-арта как способ борьбы с вандализмом, выполняющий к тому же декоративные функции, Пантелеев презентовал Сергею Собянину в далеком 2012 году.
Тогда же Пантелеев попросил мэра Москвы «сориентировать Департамент ЖКХ на содействие молодым, но опытным художникам, которые могут «благоустроить инженерную инфраструктуру», имея под ними в виду, судя по результатам, специалистов только своей компании.
После встречи с градоначальником, на которой Пантелеев убедил Собянина в том, что представляющие высокую художественную ценность качественные граффити в любом случае лучше, чем три известные буквы на заборе или стене дома, мэр поручил заняться уличным искусством главе департамента культуры Сергею Капкову.
Итогом же совместной работы Капкова и Пантелеева стал фестиваль «Лучший город Земли», который финансировался из бюджета мэрии Москвы. По данным источников «Преступной России», «Новатек Арт» на нем получила более всего площадей (120), с каждым годом укрепляя свои позиции на этом перспективном рынке.
В столице тут и там стали появляться впечатляющие москвичей и туристов граффити, и «Новатек Арт» в накладе не осталась — по данным из открытых источников, за 2012–2013 годы выручка компании Ивана Пантелеева составила 78 млн рублей, из которых почти 52 млн пришли из московского бюджета.
С тех пор компания Ивана Пантелеева — завсегдатай тендеров столичных властей. При этом правила игры предпринимателю хорошо известны. По истории контрактов с участием бюджетных денег его компанию не назовешь абсолютным рекордсменом по ним или безальтернативным победителем на внеконкурсной основе. Здесь всего в меру — согласно данным базы «Контур-Фокус», из 95 тендеров, в которых участвовала «Новатек Арт», было выиграно только 9 на общую сумму 18 млн рублей.
Среди заказчиков — государственное сетевое предприятие по эксплуатации коммуникационных коллекторов «Москоллектор», ГАУК «Московское агентство организации отдыха и туризма», Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, ГАУК «Московская дирекция массовых мероприятий» и другие, среди которых по частоте и сумме лидирует «Москоллектор» (9 млн рублей).
Однако прямые тендеры — не главный источник доходов компании. Ее гендиректор и основатель и сам обращал на этот факт внимание:
«Если говорить про какие-то конкурсы, то мы побеждали далеко не во всех тендерах, на самом деле побеждали в меньшинстве из них. У нас конкурентный рынок, и никто не мешает другим участникам выходить с идеями и побеждать, делать крутые проекты, доказывать свою состоятельность».
Однако несмотря на то, что реклама, по словам самого Пантелеева, составляют лишь 5% из портфолио «Новатек Арт», именно коммерческие проекты приносят компании основную прибыль. Причем немало их заказывается компаниями с госучастием и структурами власти в регионах. Среди проектов агентства есть столь масштабные, стоимость которых — тайна за семью печатями, что цифра годовой выручки в 300 млн рублей выглядит слишком уж скромно.
Так, в Казани силами «Новатек Арт» был создан портрет татарского поэта Мусы Джалиля на жилом здании по улице 2-я Газовая, 5, который в Татарстане называют «подарком Казани от мэра Москвы Сергея Собянина».
Столичное ПАО «МОЭСК» весной этой года с помощью компании Пантелеева реализовало масштабный арт-граффити-проект «Футбольные континенты» в спортивном комплексе «Лужники», расписав трансформаторные подстанции на территории спортивного комплекса футбольными граффити от стрит-арт-художников с мировыми именами: Jamin (Австралия), Karski en Beyond (Нидерланды), Marina Zumi (Аргентина), Farid Rueda (Мексика) и других. Они же занимались и футбольными муралами, посвященными чемпионату.
Хотя, по данным источника «Преступной России», в легальном столичном стрит-арт-пространстве «Новатек Арт» — не единственный игрок. «Патриотическую нишу» активно разрабатывает бывший комиссар «Наших» и еще нескольких патриотических общественных движений Александр Дягилев — инициатор легендарного граффити «Россия и Крым вместе навсегда» на Таганке.
«Сегодняшний стрит-арт в Москве не имеет отношения к искусству, это чистой воды бизнес, замешанный на коррупционных связях, пропаганде и освоении бюджетов. Портрет жены Ивана Пантелеева в Жулебино — лишь курьез, который одновременно способен привлечь внимание как к проблеме монополизации жанра, так и сделать его компании пускай скандальную, но эффективную рекламу», — прокомментировал ситуацию источник «Преступной России» в стрит-арт-сообществе.
Иван Пантелеев и бизнес на муралах