Как «Ведомости» попались в ловушку Игоря Сечина

5727
0
57270
Источник: Forbes
Владелец «Ведомостей» Демьян Кудрявцев всегда говорил, что купил газету на собственные деньги и в собственных интересах. И с самого начала ему мало кто верил. Как показало совместное расследование Forbes, «Медузы», The Bell и «Ведомостей», кредит на покупку издания выдал Газпромбанк, а сейчас права требования по этому кредиту находятся у принадлежащего «Роснефти» и ее дочерним компаниям Всероссийского банка развития регионов.

Без иностранцев

Вся эта история началась в начале 2014 года, когда финский издательский холдинг Sanoma решил продать свой российский бизнес, включая долю в «Ведомостях». Газету издавало (и издает до сих пор) ООО «Бизнес ньюс медиа» («БНМ»), принадлежавшее тогда кипрскому офшору Delovoi Standart. Этим офшором в равных долях владели три иностранных акционера — Sanoma, FT Group (Financial Times) и Dow Jones & Co (Wall Street Journal). В шапке «Ведомостей» так и было написано — издается совместно с Financial Times и Wall Street Journal.

Весной 2015 года Кудрявцев купил всю долю Sanoma (33%) в компании Delovoi Standart и получил преимущественное право на выкуп долей остальных акционеров — в том случае, если они решат продать. Случай не заставил себя долго ждать — с 1 января 2016 года вступал в силу закон, запрещающий иностранцам владеть более 20% в российских медиа, и FT Group и Dow Jones & Co начали искать покупателя на свои доли. Приценивались многие, в том числе основатель «Рольфа», миллиардер Сергей Петров, но в итоге единственным собственником Delovoi Standart 31 декабря 2015 года стала «семья Демьяна Кудрявцева» с партнерами. Формулировка «семья» означала, что актив оформили на жену Кудрявцева Яну Мозель-Кудрявцеву, сам он являлся гражданином Израиля и Киргизии и с 2016 года не мог быть совладельцем СМИ, а в 2017 году его лишили российского гражданства.

Партнерами Кудрявцева стали Мартин Помпадур и Владимир Воронов. Кудрявцев подчеркивал, что все они обеспеченные люди, провели сделку на свои деньги и никто за ними не стоит. Источник «Медузы», осведомленный о ходе сделки, говорит, что получить одобрение на покупку Кудрявцев смог только после того, как нашел «правильного партнера». Для успешного завершения сделки Кудрявцеву, много лет проработавшему с опальным олигархом Борисом Березовским, «необходимо было решить главную проблему — выйти из опалы Администрации президента». Сначала подозрения пали на миллиардера Дмитрия Босова F 86, многие издания пытались расследовать его причастность к покупке «Ведомостей», но доказательств обнаружено не было. Босов на самом деле сыграл свою роль в истории «Ведомостей», но об этом чуть позже.

Как удалось выяснить «Медузе» в ходе этого расследования, «Ведомости» обошлись Кудрявцеву и партнерам в сумму чуть больше €10 млн — примерно по €5 млн за долю Sanoma и за доли двух оставшихся акционеров.

Причем на руки бывшие иностранные собственники «Ведомостей» получили значительно меньше. Sanoma — около половины, а FT Group и Dow Jones & Co — всего по €500 000. Дело в том, что сделка включала в себя погашение долга по лицензионным платежам перед иностранными акционерами, к 2015 году «БНМ» задолжала им примерно €10 млн.

Sanoma продала свою долю в Delovoi Standart исходя из оценки акций в €2,687 млн и оценки долга, который выкупила компания Кудрявцева Moscowtimes LLC, в €2,47 млн, следует из документов о сделке, с которыми ознакомилась «Медуза».

Помпадур выкупил у FT Group и Dow Jones & Co долговые обязательства «Бизнес ньюс медиа» на €6,7 млн с дисконтом в 40%, говорит источник «Медузы». «Просто купили у них этот долг дешевле. Компания [«Бизнес ньюс медиа»] должна эти деньги по-прежнему, мы просто купили долг с дисконтом», — рассказывал об этом сам Кудрявцев в интервью основательнице The Bell Елизавете Осетинской.

«Вполне открыто заявлялось, есть Владимир Воронов и Мартин Помпадур, которые шли со мной в эту сделку. Из-за принятия закона об иностранцах они не стали акционерами. Они забрали долги, выступили кредиторами, а моя семья купила акции», — говорил Кудрявцев в интервью Осетинской.

«Медуза» в конце 2015 года писала, что совокупный доход Кудрявцева за последние 15 лет превысил $20 млн, включая зарплату ($1 млн в год) — сначала от Березовского, потом от Усманова, комиссионные и доход от продажи долей в компаниях. «Демьян говорил, что деньги его, хотя мы слышали, что у него есть у кого взять взаймы, — рассказывает участник переговоров со стороны Петрова. — И он пообещал: если мы будем поднимать цену, он будет делать то же самое».

Проектное финансирование

В феврале 2016 года акции «БНМ» были переоформлены на российскую компанию «Аркан Инвестмент», так как кипрская Delovoi Standart не соответствовала новому закону. Владельцем «Аркан Инвестмент» стала Яна Мозель-Кудрявцева.

В отчете Delovoi Standard сказано, что 19 февраля 2016 года компания продала принадлежавшие ей 100% акций «БНМ» компании «Аркан Инвестмент» за €24,204 млн. Получив деньги по этой сделке, Delovoi Standard рассчитался с компаниями Кудрявцева, выкупавшими «БНМ» в 2015 году.

Накануне покупки акций «БНМ» 17 февраля 2016-го «Аркан Инвестмент» открыла три счета в Газпромбанке (счета были закрыты 20 апреля 2018 года) и потом заняла в этом же банке 2,6 млрд рублей, из которых потратила на покупку акций 1,74 млрд рублей. Единственный актив компании — «БНМ». Никаких других акций у нее нет.

Таким образом, в результате переоформления акций в российскую юрисдикцию компания Кудрявцева Delovoi Standard продала его же российской компании «Аркан Инвестмент» актив по цене на €14 млн больше цены приобретения, а профинансировал этот проект Газпромбанк.

В качестве теневого владельца «Ведомостей» тогда называли основателя группы «Аллтек» миллиардера Дмитрия Босова. В начале 2016 года Босов, недовольный статьей «Ведомостей» об одной из его компаний, заявил одному из сотрудников газеты, что она принадлежит ему на 75%, а его там не слушают. Сотрудник сообщил об этом главному редактору Татьяне Лысовой, и она задала вопросы Кудрявцеву. Он заверил, что Босов неправильно выразился: в конце 2015 года Кудрявцеву не хватало на сделку около $1 млн и он занял их у Босова. Позднее Кудрявцев и Босов встретились с Лысовой. На этой встрече миллиардер заверил главного редактора, что совладельцем «Ведомостей» не является, в сделке никак не участвовал, но принимает дела «Ведомостей» близко к сердцу, потому что Демьян его друг, у них много совместных бизнесов и он «переживает за инвестиции Демьяна как за свои».

Весной 2018 года произошел еще один эпизод этой удивительной истории — Яна Мозель-Кудрявцева подарила акции «Аркан Инвестмент» племяннице Владимира Воронова 33-летней Иветте. Иветта Воронова подтвердила Forbes, что владеет компанией.

В момент сделки акции «Аркана» были заложены в ООО «Константа», следует из документов компании, с которыми удалось ознакомиться Forbes. «Константа» создана в 2017 году, ее уставный капитал — 50 000 рублей. Компания принадлежит предпринимателю Игорю Лаврухину и зарегистрирована в квартире. Но самое важное — «Константа» заложена в ВБРР, как указано в регистрационных данных компании в базе «СПАРК-Интерфакс». Залог действует до 24 мая 2029 года.

Источник Forbes так описывает произошедшее (со слов владельцев «Ведомостей»): сначала «Аркан» получил в Газпромбанке кредит на покупку «БНМ», а потом этот долг «Аркана» перешел ООО «Константа», в свою очередь, получившей на это кредит в ВБРР на €28 млн. Из отчетности этих компаний в «СПАРК-Интерфакс» видно, что «Аркан» получил кредит в 2016 году, когда и купил «Ведомости». ООО «Константа» получила кредит и выкупила долговые обязательства (либо предоставила заем) в 2017 году.

Знакомый Демьяна Кудрявцева подтвердил «Ведомостям», что первоначальный кредит действительно был выдан Газпромбанком, причем договориться о нем помог Дмитрий Босов. Поговорить с ним авторам этого расследования не удалось. Эта информация стала известна уже после того, как он покончил жизнь самоубийством. Представитель Босова отказался от комментариев для этой статьи.

Кудрявцев всего несколько недель назад узнал о том, что «Константа» заложена в ВБРР, говорит его знакомый. По его словам, кредит перед ООО «Константа» погашен. Forbes не удалось подтвердить этот факт.

Иветта Воронова не ответила на вопрос Forbes, есть ли у «Аркана» долг перед ООО «Константа». Лаврухин отказался говорить «Ведомостям» что-либо о кредите ВБРР и долге «Аркана». Представители Газпромбанка и ВБРР на запрос «Ведомостей» о кредитовании «Аркан Инвестмент» и ООО «Константа» не ответили.

Залоговая ловушка

Таким образом, «БНМ» принадлежит «Аркан Инвестмент», который заложен по кредиту компании «Константа» вместе с единственным активом — газетой «Ведомости», а «Константа», в свою очередь, заложена в банке «Роснефти» ВБРР. При этом ни у «Константы», ни у «Аркана» нет никаких других активов, кроме описанных выше.

При этом формально «Ведомости» не заложены. Гендиректор «Аркана» Александр Карпов сказал Forbes: «Акции «БНМ» не заложены и никогда не были никому заложены или иначе обременены. Это может подтвердить менеджмент самой компании». Гендиректор «БНМ» Глеб Прозоров сказал «Медузе», что у «менеджмента «БНМ» нет никаких документов, указывающих на то, что акции компании заложены».

Но продать «Ведомости» (то есть акции «БНМ») невозможно без погашения долгов «Аркана», объясняет собеседник «Медузы», знающий это от одного из участников сделки, ведь обременение по этим долгам касается и активов, то есть акций «БНМ». Поэтому потенциальные покупатели «Ведомостей» должны были решить и эту проблему.

«Когда проектную компанию финансируют на приобретение соответствующего актива, как в этом случае, кредитор чаще всего требует залога актива и проведения расчетов по его приобретению через счета в своем банке, — пояснил юрист международной фирмы с большим опытом работы с кредитными и корпоративными сделками. — Но информация о залоге акций «Ведомостей» стала бы доступна более широкому кругу лиц, поскольку факт залога приходится отражать в реестре акционеров и т.п. Если поставить цель избежать огласки, кредитор будет защищать свои интересы через другие механизмы: запрет в кредитном договоре на отчуждение актива, обременение актива опционами». У «Аркана» просто может не быть возможности свободно распоряжаться акциями «БНМ» пока не погашен кредит на их покупку, резюмирует он.

«Мы с партнерами никогда не делали ничего, что создало бы риски для редакционной независимости «Ведомостей», среди прочего — не делали ничего такого, что позволило бы обратить взыскание на акции «БНМ», — сказал «Ведомостям» Кудрявцев.

Новые владельцы

Семнадцатого марта 2020 года «Ведомости» со ссылкой на Кудрявцева и Воронова опубликовали статью о том, что они договорились о продаже «БНМ» совладельцу издательского холдинга «Версия» Константину Зятькову и управляющему директору Arbat Capital Алексею Голубовичу. Последний в итоге от участия в сделке отказался, а Зятьков сообщил Forbes, что он делает все необходимое, чтобы процесс завершения сделки не останавливался.

Кудрявцев так объяснял свое решение: «Привлекать кредиты сейчас невозможно, никто не даст нам кредиты под «Ведомости», потому что понятно, что за эти пять лет ситуация в стране необычно изменилась и «Ведомости» — это оппозиционный, хотя я так не считаю… …ресурс. Невозможно получить финансирование. И у нас единственный шанс — закрыть и потерять все, что мы за эти пять лет потратили. Если честно, вот ругайте меня, моя поддержка либеральных ценностей не заходит так далеко, чтобы потратить все деньги за пять лет, которые были, и не получить их назад из принципа».

The Bell нашел бизнесмена, которому примерно полтора года назад предлагали по сути взять «Ведомости» в управление. По его словам, переговоры вел «высокопоставленный человек из окружения [главы «Роснефти» Игоря] Сечина», а речь шла о замене Кудрявцева на другого номинального собственника в обмен на управление и установление контроля в редакции. Но продолжения переговоров не последовало, говорит собеседник The Bell.

Вскоре после объявления о готовящейся продаже «Ведомостей» Голубовичу и Зятькову у газеты появился новый главный редактор — исполняющим обязанности был назначен Андрей Шмаров.

И вскоре начались его конфликты с редакцией — сначала Шмаров заменил заголовок статьи про сделку с активами «Роснефти» на противоположный по смыслу, а затем снял с сайта уже опубликованную колонку постоянного автора «Ведомостей» экономиста Константина Сонина с критикой действий руководителя «Роснефти» Игоря Сечина. Эти действия вызвали протест в редакции, которая потребовала заменить главного редактора на своего кандидата. Ответственность за назначение Шмарова не берут на себя ни Голубович с Зятьковым, ни Кудрявцев.

Источник «Медузы», близкий к потенциальным покупателям, говорит, что участие в обсуждении сделки и выборе кандидатуры Шмарова принимал пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев.

Как рассказал «Медузе» знакомый одного из возможных инвесторов, свое участие в делах «Ведомостей» Леонтьев объяснял как раз тем, что «Роснефть» контролирует владельца газеты через кредит.

В разговорах с хорошо знакомыми людьми Леонтьев в последние годы не скрывал, что «Роснефть» имеет непосредственное отношение к владельцам «Ведомостей», не вдаваясь в детали, — об этом The Bell рассказывали двое знакомых пресс-секретаря «Роснефти». Один из них вспоминает в беседе с The Bell, как пару лет назад Леонтьев жаловался, как тяжело ему работать с Кудрявцевым, и говорил, что решение о замене владельца «Ведомостей» назрело.

«После двух судов «Ведомостей» с этой известной корпорацией, лишения меня гражданства и по сути теперь выдавливания из страны подозревать меня в сговоре с этими людьми просто нелепо. Думаю, что они всегда хотели «съесть» «Ведомости», но перед тем как что-то съесть, надо сначала перестать пить», — сказал Кудрявцев «Ведомостям».

Сам Леонтьев в беседе с Fobres назвал информацию о своем участии в сделке по продаже «БНМ» «бреднями» и отказался ее комментировать. Он также подчеркнул, что в его компетенции не входит согласование кандидатуры Шмарова на пост главреда «Ведомостей». Но отметил, что знаком со Шмаровым и считает его «суперпрофессионалом». Правда, по словам Леонтьева, со сменой главреда в «Ведомостях» ничего не изменилось: «Как были в маразме, так и пребывают».

«В администрации президента ни сама сделка с «Ведомостями», ни тем более выбор Шмарова на должность и.о. главного редактора никем не согласовывались», — сказал «Медузе» источник в администрации президента, осведомленный об этой ситуации.

13.05.2020

Материалы по теме

Как «Ведомости» попались в ловушку Игоря Сечина