Биография Зои Фёдоровой вместила многое: раннюю всесоюзную славу, роман с иностранцем, восемь лет лагерей, скромное возобновление карьеры и… жуткую смерть

3825
0
38250
Источник: Версия

Убийство в 1981 году 71-летней киноактрисы Зои Фёдоровой стало одним из самых громких нераскрытых преступлений в советской истории.

До войны Зоя Фёдорова входила в число самых известных и любимых советских актрис наряду с Любовью Орловой, Мариной Ладыниной и Валентиной Серовой. Фёдорова заслужила признание как народа, так и властей, получив сразу две Сталинские премии. Но вскоре после Великой Отечественной судьба и карьера актрисы оказались разрушены. Ещё в начале 1945 года Фёдорова закрутила роман с заместителем главы морской секции американской военной миссии в Москве Джексоном Тейтом. Через год Зоя родила от него дочь Викторию – Тейт вернулся на родину, так об этом и не узнав. Саму же актрису за связь с иностранцем в 1947 году приговорили к 25 годам исправительно-трудовых лагерей. Официально причина звучала так: «за шпионаж в пользу США».

Освободили и реабилитировали Зою Фёдорову в 1955 году. Её тут же зачислили в штат Театра-студии киноактёра, она вновь стала активно сниматься. Однако главные роли 46-летней актрисе уже не светили, вплоть до конца жизни она играла лишь в эпизодах.

В какой-то степени оборвавшуюся на самом пике славу Зои Фёдоровой наверстала её красавица дочь, тоже ставшая актрисой. Виктория прекрасно проявила себя, снявшись в успешных фильмах «Сильные духом», «Преступление и наказание» и «О любви». В 1975 году Виктория впервые встретилась со своим отцом, в то время контр-адмиралом военно-морских сил США в отставке. Приехав к Тейту на три месяца, Виктория успела выйти замуж за американского пилота Фредерика Поуи, а в 1978 году приняла американское гражданство и навсегда поселилась в Штатах.

Сама Зоя Фёдорова осталась на родине. Она трижды успела погостить у дочери в США, но её четвёртой поездке в Америку воспрепятствовал выход новой книги Виктории «Дочь адмирала», посвящённой роману её матери и отца (позже на её основе был снят телефильм). И книгу, и фильм в СССР посчитали антисоветскими, в связи с чем Зое Фёдоровой было отказано в очередной зарубежной поездке, когда она снова собралась к дочери.

В 1981 году власти СССР вроде бы пошли навстречу Зое Фёдоровой, она получила разрешение выехать в США, чтобы остаться там с дочерью. Однако сделать это она не успела – 10 декабря актриса была застрелена в своей квартире на Кутузовском проспекте.

В тот роковой день подруга хозяйки Маргарита Набокова заглянула к Фёдоровой – подруги договаривались встретиться. Поскольку дверь Набоковой никто не открыл, она оставила Зое записку, а чуть позже связалась с племянником актрисы Юрием Фёдоровым, у которого были ключи от квартиры. Не дозвонившись до тёти (у неё всё время было занято), Фёдоров приехал, открыл дверь – и обнаружил Зою Алексеевну мёртвой. Она полулежала в кресле, придвинутом к столу, на котором стоял телефон. Её правая рука сжимала телефонную трубку. Прибывшая милиция выяснила, что актрису убили выстрелом в затылок. На полу лежала гильза от пистолета «Зауэр» калибра 7,65 миллиметра.

Сразу же вскрылось много странностей. Например, свидетельница Набокова утверждала, что не застала Фёдорову дома, когда приходила к ней около 14.00. Однако было установлено, что в промежуток времени с 13.45 до 14.30 хозяйка дважды разговаривала по телефону. В обоих случаях её собеседником был бывший сотрудник Росконцерта Грушинский. Как выяснилось, он занимался организацией левых концертов Фёдоровой и в этот день звонил ей по поводу предстоящих гастролей в Краснодаре.

Также в квартире покойной были обнаружены драгоценности, большая сумма денег, а также множество пустых коробок из-под ювелирных изделий. Милиции стало известно, что Фёдорова, судя по всему, входила в так называемую бриллиантовую мафию, состоявшую преимущественно из родственников высокопоставленных советских чиновников. Дело в том, что раз в несколько лет власти существенно поднимали цены на драгоценности. Будучи в курсе ожидаемого повышения, инсайдеры заранее скупали ювелирные изделия, а через некоторое время невероятно наживались на их перепродаже. Клиентами выступали в основном иностранцы.

Зою Фёдорову, похоже, привлекли к этим спекуляциям её соседки по дому на набережной Тараса Шевченко – дочь генсека Галина Брежнева и жена министра внутренних дел Светлана Щёлокова. Вскоре после того, как Фёдорова обзавелась такими подругами и, видимо, приобщилась к их махинациям, она смогла переехать в ту самую роскошную трёхкомнатную квартиру на Кутузовском. Неудивительно, что актриса не очень торопилась переселиться к дочери – видимо, жалко было оставлять процветающий подпольный бизнес.

Милиции стало известно, что Фёдорова могла входить в так называемую бриллиантовую мафию, состоявшую преимущественно из родственников высокопоставленных советских чиновников. Дело в том, что раз в несколько лет власти существенно поднимали цены на драгоценности. Будучи в курсе ожидаемого повышения, инсайдеры заранее скупали ювелирные изделия, а затем невероятно наживались на их перепродаже

Следствие подошло к делу тщательно: были опрошены едва ли не все московские жители, хоть когда-то контактировавшие с убитой. Однако расследование ничего не дало – убийство артистки осталось нераскрытым. Поскольку представители милиции так и не озвучили хоть какую-нибудь версию гибели Зои Фёдоровой, свои соображения на этот счёт принялись выдвигать известные советские писатели.

Первым из них оказался Юрий Нагибин, в перестроечные времена опубликовав в журнале «Огонёк» рассказ «Афанасьич». Его вымышленный заглавный герой был подчинённым министра, супруга которого, дескать, позарилась на дорогущий бриллиант, приобретённый Фёдоровой. Ради этого камня министр, мол, и «заказал» артистку.

Ещё менее правдоподобную версию изложил Юлиан Семёнов в повести 1990 года «Тайна Кутузовского проспекта». Убийство приписывалось сотруднику МГБ, который в 1947 году вёл уголовное дело Фёдоровой. В начале 1980-х он, мол, разыскал актрису и предложил ей написать совместную мемуарную книгу для публикации на Западе. На убийство же соавтор пошёл, чтобы не делиться гонораром. Но поскольку никакой подобной книги в действительности издано не было, семёновское «объяснение» выглядит сугубо литературным и надуманным.

Несколько более убедительным был Эдуард Володарский. В романе 1995 года «Русская, или Преступление без наказания» убийцей Зои Фёдоровой оказывается её зять Фредерик Поуи. В очередной раз прибыв в Москву в качестве пилота международного рейса, Поуи, дескать, напросился к тёще в гости, после чего и застрелил её ради всё тех же бриллиантов.

Со своей стороны советская милиция разрабатывала три версии. Убийцу искали среди родственников Фёдоровой, её знакомых и уголовно-преступных элементов. Однако найти виновника смерти актрисы так и не удалось.

Спустя 30 лет после убийства бывший сотрудник угрозыска Борис Кривошеин, когда-то расследовавший данное дело, выступил в различных СМИ с заявлением о том, что разоблачил виновного постфактум. По словам Кривошеина, на следующий день после убийства Фёдоровой в милицию поступил анонимный звонок. Звонившая неизвестная назвала имя предполагаемого убийцы – тоже женщины. К этому звонку сыщики серьёзно не отнеслись, хотя и проверили сведения анонимщицы. Однако, поскольку никакими доказательствами против той, на кого поступил донос, милиция не располагала, подозреваемую пришлось отпустить. А между тем, как поведал Кривошеин, это была женщина, чей сын жил в США и хорошо знал Викторию Фёдорову. По версии отставного розыскника, Зоя Фёдорова якобы намеревалась передать через эту знакомую кольцо с бриллиантом для своей дочери. Но женщина коварно убила актрису и присвоила драгоценность себе.

Родственники же Зои Фёдоровой вроде как считают, что её, возможно, убила та самая подруга Маргарита Набокова, которая записку в дверь просунула для отвода глаз. Кстати, сама эта Набокова скончалась через несколько месяцев после гибели актрисы. Как бы то ни было, убийство Зои Фёдоровой по сей день остаётся самой загадочной смертью в советском кино, а может, и во всей советской культуре.

30.08.2023

Материалы по теме

Биография Зои Фёдоровой вместила многое: раннюю всесоюзную славу, роман с иностранцем, восемь лет лагерей, скромное возобновление карьеры и… жуткую смерть